6 класс

  1. Список книг для летнего чтения (при переходе в 7 класс)
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», 
  3. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».
  4. А.С.Пушкин «Повести Белкина», «Песнь о вещем Олеге» , «Медный всадник»
  5. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
  6. Л.Н.Толстой «Детство».
  7. А.М.Горький «Детство».
  8.  М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  9.  Л. Андреев «Кусака».
  10.  Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».
  11.  О. Генри «Дары волхвов».
  12.  М.Салтыков-Щедрин. Сказки.
  13.  А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»
  14.  А. Платонов «Юшка»
  15.  Р.Д. Бредбери «Каникулы». «Все лето в один день»

Для дополнительного чтения 

  1. Беляев А. «Человек-амфибия». «Вечный хлеб». «Остров погибших кораблей».
  2. Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы».
  3. Гершензон М. «Робин Гуд».
  4. Кэрролл Л. «Алиса в зазеркалье».
  5. Майн Рид. «Всадник без головы».
  6. По Э. «Золотой жук». «Похищенное письмо».
  7. Скотт В. «Айвенго».
  8. Уэллс Г. «Человек-невидимка».
  9. В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».
  10. В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
  11. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
  12. А.Н. Рыбаков «Кортик».
  13. Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
  14. Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».
  15. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

29.04

Русский язык

1. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Музыкант ___________чехол на гитару.                

2. На мебель были ___________ чехлы.

3. Девочка __________куклу.                                      

4. Слесарь _____________хомут на трубу.

5. Мама _________дочку, как принцессу.                 

6. Космонавт ___________ скафандр.

7. Сегодня холодно, _____________ шарф!               

8. Больной гриппом должен _________ повязку из марли.

 2. Исправьте ошибки: ляжьте на пол, стригёт волосы, ездию быстрее, ложи на стол, полоскает белье, кушает кашу.

 3. Проставьте ударение в выделенных глаголах. Определите их время, лицо (род), число, переходность.

1. Миша сказал, что позвонит завтра. 2. Ты послала телеграмму папе? 3. Мы начали учить новые слова. 4. Скоро он окружит нас заботой. 4. Поезд прибыл на вокзал вовремя. 5. Вы черпаете знания из книг.

баловАть
баловАться
бралА, бралАсь
взялА, взялАсь
включИм, включИт,
включИшь
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
гналА, гналАсь
добралАсь
дождалАсь
дозвонИтся, дозвонЯтся
дозИровать
ждалА
жилОсь
закУпорить (откУпорил)
зАнял, занялА, зАняло звалА

звонИм, звонИт,
звонИшь
исключИт
исчЕрпать
крАла

крАлась
кренИтся
кровоточИть
лгалА
лилА, лилАсь
навралА
наделИт
надорвалАсь
назвалАсь
накренИт
налилА
нарвалА
насорИт
нАчал, началА, нАчали
начАть

облегчИт, облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
обострИть
одолжИт
озлОбить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
освЕдомиться,  освЕдомишься
отбылА
отдалА
отозвалА, отозвалАсь
перезвонИт (позвонИт)
перелилА
плодоносИть
позвалА

полилА
положИл, положИть
пОнял, понялА
послАла

прИбыл, прибылА, прИбыло
прИнял, прИняли
принУдить
принялсЯ, принялАсь
рвалА
сверлИт, сверлИшь
снялА
создалА
сорИт
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт
чЕрпать
щемИт
щЁлкать

23.04

Русский язык

Спишите словосочетания, объясните правописание вставленных букв, разберите выделенные слова по составу.

Захоч..ш.. уехать; ОТКЛЕ..ЛА марку; увид..л бабочку; деревья что-то лепеч..т; разве..л по полю; не было никакого стука; не дума..ш.. ни о какой опасност..; услыш..л голос; ненавид..л предательство; разв..ва..т(?)ся на ветру; УБЕРЕЧ..СЯ от огня; они бор..т(?)ся с ленью; спряч..те записку; не перестаеш.. уд..вля(т,ть)ся; обязан ..влят(?)ся в школу; надо расх..дит(?)ся; если обнаруж..те ошибку; надо ПР..ГОТОВИТ(?)СЯ к уроку; УСЛЫШ..М ш..пот; поед..м по полю; слыш..т(?)ся птич...и голоса; разд..ёт(?)ся крик сойки; у бежиш.. к речке; намаж..те хлеб маслом; раста..ли бы на солнце; они стро..т дом; собака зала..ла бы; дети не ссор..(т,ть)ся. 

19.04

Русский язык

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание, раскройте скобки, числительное запишите словом. Найдите местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Укажите над местоимениями их разряд. Выпишите фразеологизм

Кто ...вляет...ся автором народных сказок? Созд...вались они (не) извес..ными сказоч...никами и перед...вались из поколения в поколение, из уст в уста. Эти сказки л...гли в основу тex сказок, которые по...же созд...вались писателями. У каждого народа свои сказки. Они различ..ны и чем-то похожи. Различны потому, что в..зникли в разных странах, и в них отр...зилась природа, обыч...и этих стран и народов. Схожи тем, что в них отр..зились мечты народов о счасть.., их вера в победу добра над злом. Самые ра...ие сведения о русских сказках относ...тся к XII веку. 

26.03

литература

Напишите сочинение на тему "Какого человека можно назвать добрым?" Рассуждая, приведите примеры из рассказов "Конь с розовой гривой" и "Уроки французского".

1 абзац – ответ на вопрос (тезис)

2 абзац – пример из рассказа «"Конь с розовой гривой"» (почему покупка пряника стала для героя уроком доброты?)

3 абзац – пример из рассказа "Уроки французского" (почему герой помнит поступок учительницы всю жизнь?)

4 абзац - вывод

12.03

Литература

1) Прочитать рассказ "Конь с розовой гривой". Ответить устно на вопрос: быт каких двух семей рисует нам автор. Чем эти семьи отличаются друг от друга?

2) Как вы понимаете слова из рассказа Куприна: «… главное - не падайте никогда духом»? Рассуждая, приведите пример из прочитанного произведения и из жизненного опыта. Напишите сочинение-рассуждение:

1 абзац – ответ на вопрос (тезис)

2 абзац – пример из рассказа «Чудесный доктор»

3 абзац – пример из жизненного опыта (личный пример, пример из прочитанной книги)

4 абзац - вывод

01.03

Русский язык

упр.374

Литература

1. Куприн "Чудесный доктор" прочитать

2. Выполнить задание по тексту

Прочитайте отрывок из феерии А.Грина «Алые паруса» и выполните задания.

– Тебе нечего бояться меня, – серьезно сказал Эгль. – Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. – Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, – решил он. – Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». …– Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…

 1. Назовите имя девочки, к которой обращается Эгль.

2. Чем занимается Эгль и зачем он пришел в Каперну?

3. Какую характеристику дает Эгль жителям Каперны?

4. Чем девочка отличалась от жителей Каперны?

5. Что предсказал девочке Эгль?

6. Как осуществилась мечта девочки?


06.02

Русский язык

Из упр. 345 выписать все словосочетания "прилагательное+существительное". Указать разряд прилагательных.


28.01

Русский язык

Подготовка к контрольной работе

Спишите текст, расставьте знаки препинания

1. Луч..к со(?)нца блес(?)нул из(за) леса к..снулся верхушек дерев(?)ев от..скал в листве шар..ки зеленых яблоч..к. 2. Дрож(?) света пробежала по саду и заискрились алмазами р..синки на пр..дорожной траве.

 3. Разг..релось со(?)нце и словно пламенем в..пыхнули густые ветки дерев(?)ев.

      4. Первая пчелка зазвенела в теплом воздух.. пр..тихшего утра. 5. За ней метнулась другая трет(?)я. 6. Син..я стрекоза пр..села на улей но пчелы равнодушны к бе..заботной попрыгунь... 7. У них нет врем..н... 8. Они выб..рают направление и ул..тают в леса в луга.

9. Все больше ож..вляют(?)ся ул(?)и и вот уже кружат(?)ся бе..конечными клубами воздушной пряжи (с,з)бор(щ,ч)ики нектара. 10. У края дорог.. растет подсолнух. 11. Он пр..влекает к себе пчел но больше всего любят они цветы липы. 12. В ясную погоду сем(?)я этих труд..любивых (не)посед соб..рает до пяти килограммов меда.

 1. Среди предложений 4-8 найдите сложное. Выпишите его номер.

2. Выпишите из предложений 9-12 слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

3. Выпишите из предложений 2-4 слово, правописание приставки которого зависит от значения – «неполнота действия».

4.  Выпишите из предложений 6-9 разносклоняемое существительное.

5. Выпишите грамматическую основу  предложения 12.

6. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ


1. С вечера раз_гралась метель. 2. Прошумела она и волшебно пр_образился лес.
3. Сл_пят глаза бл_стящие на солнце сугробы. 4. Заколдовала зима молч_ливого богатыря в хвойной кол(?)чуге. 5. Грузные ветки елей под тяжестью снега поч(?)ти к_сают(?)ся земли. 6. С_ничка сядет а ветка не дрогн_т.
7. Под березками пр_ютились крохотные елоч(?)ки и молодые сосенки. 8. В пр_чудливый наряд одела метель молодую поросль спрятала от мороза. 9. От холодных лучей солнца заг_рается на них снежное покрывало. 10.Как хороши они теперь 11. В(?)юга пос_ребрила пышные прически пр_огромных сосен. 12. На их макушках разместились пышные снежные шапки.
13. Вечером в чащ_бе хмурят(?)ся хвойные потемки. 14. Таинственный (полу)мрак окутывает даль. 15. Во мраке безлу_ых ночей только и видишь одни березы. 16. Спокойной ночи зимний лес хочет(?)ся сказать на прощание.
 1. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов (прошумела, снежное).

2. Выполните морфемный разбор подчеркнутого слова (пос_ребрила).

3. Выполните пунктуационный разбор предложения 2.

4. Выпишите из предложений 9-12 слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости последующего согласного

5. Выпишите грамматическую основу предложения 7.


Контрольная работа

1. Поз(?)н..й ос..н(?)ю вып..дает первый снег. 2. Он пр..ображает все вокруг. 3. Пуш..стые снеж..нки осторожно к..саются земли и она одевает(?)ся в осл..пительный наряд. 4. Поб..лели дорожки и крыш.. домов. 5. Заг..раются  бл..стят разноцветные искорки инея. 6. Вода темнеет среди пр..брежных зар..слей.

7. Как пр..красна бел..ствольная березовая роща 8. Веточ(?)ки покрыты хлопьями но от любого пр..к..сновения снеж..нки осыпают(?)ся. 9. Елочка становится похожей на пр..чудливую снежную бабу. 10. Всюду виднеют(?)ся следы лесных зверюшек. 11. По шелухе ш..шек можно от..скать белку.

12.  В зимн..й (пол)день люди всех возр..стов выходят на пеш..ходные маршруты. 13. Каждый хоч..т почу(?)ствовать свежесть первого морозца с..грать в снежки. 14. Здра(?)ствуй зима радос(?)но говорят люди.

 

 

1. Из предложений 5-6 выпишите слово, которое образовалось путем сложения двух основ с добавлением суффикса.

2. Выполните морфемный разбор подчеркнутого слова (осыпаются).

3. Выпишите из предложений 1-6 слово, правописание приставки которого определяется ее значением – «близость к чему-либо».

4. Выполните пунктуационный разбор предложения 3.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 5.


14.12

Литература

Контрольная работа. И.С.Тургенев «Бежин луг». 6 класс. 1 вариант

 1. Как называется цикл рассказов И.С.Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?

а) «Рассказы путешественника»        б) «Записки охотника»         

в) «Дневники барина»                       г) «Заметки рыбака»

 2. Что делали мальчики ночью на лугу?

а) рыбачили       б) стерегли лошадей    в) прятались от родителей       г) заблудились

 3. По характеристике персонажей быличек определи, о ком идет речь.

1) Он не кричит, он немой, он только в ладоши хлопает да трещит. Если встретит человека в лесу, может его водить вокруг одного места до самого утра.

2) Она на ветке сидит, качается и к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется, вся сама светленькая, беленькая, сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь.

3) Да его и видеть нельзя, можно только слышать. Когда он ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат.

а) русалка

б) кикимора

в) домовой

г) леший

 Прочитайте отрывок из рассказа и выполните задания 4-5

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.

 4. Как называется изображение внешности героя в литературе?

а) пейзаж                 б) портрет                  в) сравнение                    г) описание              

 5. По каким приметам рассказчик определил, что герой из богатой семьи?

а) по речи                                                      б) по одежде             

в) по отношению к другим детям             г) у него были с собой деньги

 Прочитайте отрывок из рассказа и выполните задания 6-8

Свежая струя пробежала (1) по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий (2), ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать (1) над землёю. Тело моё ответило ему легкой, весёлой (2) дрожью. Я проворно встал и подошёл к мальчикам. Они все спали как убитые (3) вокруг тлеющего костра. Я пошёл восвояси вдоль задымившейся (2) реки. Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей (2) из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого (2), горячего света... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола...

 6. Как называется изображение природы в литературном произведении?

а) сравнение                     б) портрет               в) пейзаж                 г) описание              

 7. Как называются изобразительные средства в данном отрывке (см. выделенные слова)

а) фразеологизм                       б) олицетворение                            в) эпитет    

 8. Сравните описание природы в двух отрывках, расскажите, как описание природы связано с переживаниями героя?   

Уже вечерняя заря погасала, и в воздухе начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился, наконец, вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне неизвестные места. Я проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе.

Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Всё кругом быстро чернело и утихало. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.

Я обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. 

02.12

Родной язык

Выберите одну из тем и составьте монологическое высказывание (10 предложений) - письменно

1) Зимние забавы (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

1. кто изображён на фотографии;

2. где и когда происходит действие, запечатлённое на фотографии;

3. общее настроение, которое передано на фотографии.

 

2) Как я однажды… (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите об одном событии своей жизни, оставившем яркое воспоминание.

Не забудьте рассказать:

1. когда было это событие;

2. кто был его участниками;

3. какие впечатления оставило это событие и почему.

 

3) Какую семью можно назвать крепкой?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое, по-вашему, крепкая семья?

2. Как нужно воспитывать детей, чтобы впоследствии они продолжали чтить своих родителей?

3. Какое главное, на Ваш взгляд, условие счастливой семейной жизни?

30.11 

Литература

Выполнить одно задание на выбор:

1) «Продолжить» стихотворение Лермонтова «Листок», рассказав о дальнейшей судьбе листочка. ВНИМАНИЕ! Работа должна быть выполнена в том же стихотворном размере, что и у автора.

 2) Напишите сочинение-рассуждение "Мотив одиночества в лирике Лермонтова". В сочинении должны быть даны ответы на следующие вопросы:

1. Почему человек может испытывать чувство одиночества?

2. Какой основной мотив творчества Лермонтова?

3) Как отражена тема одиночества в стихотворении "Листок"?

4) Как отражена тема одиночества в стихотворении "Утес"?

5) Что необходимо человеку, чтобы не быть одиноким?

27.11

Литература

Заполните таблицу, используя текст стихотворения Лермонтова "Тучи", сделайте вывод


Основные образы и основания для их сопоставления

Лирический герой

Тучи

Сходство


 

 

Различия

Причина изгнания



 

Родина



Душевные переживания, внутренняя жизнь



 В судьбе тучек и в судьбе поэта _______ общего. У туч нет __________, а у человека есть, и ему жаль расставаться с ней. С темой любви к родине перекликается тема ___________.  Лермонтову жаль расставаться  с друзьями и близкими.

11.11

Русский язык

Выполните задания

 1. В каждой строке найдите и подчеркните слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Остальные слова разберите по составу.

1) начитался, станционный, грибок, напильник

2) отпрыгнула, стандартный, отрезок, развился

3) наследственный, пригорок, передёргивать, утюг

4) стенографический, наследник, обогреть, грубость

 2. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) мячик               2) пончик             3) шкафчик         4) огурчик

 3. В каком слове есть суффикс -ш-?

1) кассирша         2) ниша         3) шишка               3) душа

 4) В каком слове нет суффикса -к-?

1) соломка         2) батарейка           3) чайка             4) змейка

 5) В каком слове правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного?

1) и..далека                   2) ра..сыпать               3) ..двинуть                3) бе..полезный

 6) В каком слове пропущена буква О?

1) изл..гать                      2) сл...гаемое             3) изл..жение            4) прил..гательное

 7) В каком слове пропущена буква А?

1) выр..стает            2) водор..сли                 3) р..сток                        2) зар..сли

 8) В каком слове пропущена буква Ы?

1) ц..рк                    2) акац..я                            3) огурц..                   4) ц..фра

 9) В каком слове пропущена буква Ё?

1) девч..нка          2) ш..рох                  3) чертеж..м                  4) ч..лка

 

 

09.11

Литература
1) стр.140 (вопросы к главам 10-19). Работаем с закладками
2) Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.

Дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота её была в полном цвете.

Отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим её прихотям, то пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в её привязанности, никогда не мог он добиться её доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жёны и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в её распоряжение. Отец её, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать её в выборе книг, и девочка, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она своё воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими.

 1. Назовите имя и фамилию героини.

2. Что мы узнаем о воспитании и образе жизни героини из данного отрывка?

3. Кирила Петрович – своенравный и жестокий человек. Докажите верность этого утверждения, приведя два примера из произведения.

 Выполненную работу пришлите по адресу molodkina@inbox.ru


6.11.

Русский язык

Подготовиться к КР по теме "Лексика"

Слова с точки зрения их употребления

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ

широко употребляются в речи

хороший

мать

НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ

 

 

диалектизмы

употребляются преимущественно жителями одной местности

курень (обл.) – дом

угор (обл.) - гора

профессионализмы

употребляются преимущественно людьми одной профессии

инъекция (спец) – укол

матрица (техн.) – форма

форт (воен.) - крепость

жаргонизмы

ограничены в употреблении социальной сферой или возрастной средой

физра (жарг.) – физкультура

прикид (жарг.) - одежда

заимствованные слова

пришли из другого языка

пальто

неологизмы

обозначают новые понятия

гуглить, клининг

архаизмы

устаревшие слова, имеющие современный синоним

глас (устар.) – голос

око (устар.) - глаз

историзмы

обозначают исчезнувшие предметы и явления

веретено (устар.)

фунт (устар.)

эмоционально окрашенные слова

выражают отношение к предметам, признакам, действиям и т.п.

лузгать (прост.) – грызть семечки

вонять (груб.) – дурно пахнуть

дерзание (высок.) – смелое стремление


Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика. Фразеология»

 1. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение, флаг разв..вается – ребенок разв..вается, удариться оз..мь – взошла оз..мь, осв..тить фонариком – осв..тить храм

 2. Как называются такие слова?        а)  омофоны          б) синонимы           в) омографы          г) паронимы

 3. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1. железный гвоздь

2. железный характер

3. железная труба

4. железный купол

 4. Укажите соответствие между выделенным словом и термином.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Редакторы долго обсуждали ШАПКУ статьи.

2. ОБЩАГА находилась недалеко от института.

3. У лучников за спинами были КОЛЧАНЫ со стрелами.

4. Такое предложение вполне соответствует мировому ТРЕНДУ.

5. Бледный ужас согнал краску с прекрасных ЛАНИТ.

6. На праздник традиционно пеклись пышные ШАНЬГИ.

 

1) жаргонизм

2) архаизм

3) неологизм

4) профессионализм

5) историзм

6) диалектизм

 5.  В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

 6. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

а) кот наплакал – вредно, глупо                             б) с горем пополам – еле-еле, кое-как

в) поставить крест – креститься, унижать             г) водить за нос – заглушить, мешать

 

7. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

  8.Установите соответствие между словарной статьёй и названием словаря, в котором можно встретить данную словарную статью.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

А) матро́с

матрозы мн., у Петра I, 1694 г.; так же у Радищева; матрос, у Куракина, 1705 г.; см. Христиани 39. Через голл. matroos, мн. matrozen из франц. mаtеlоt "матрос", мн. -s, которое, в свою очередь, происходит из ср. нидерл. matten-noot.

Б) красова′ться, рисоваться, щеголять, выпендриваться (прост.),

интересничать (устар. разг.)

В) штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. И уменьш. штанишки, -шек и штаники, -ов. Детские ш. || прил. штанной, -ая, -ое.

Г) голл`андский

Д) разный – одинаковый

разные характеры – одинаковые характеры. О – Ведь мы с тобой, наверно, одногодки. А почему ж мы такие разные? Скажи, отчего не одинаковые?

НАЗВАНИЕ СЛОВАРЯ

1) словарь антонимов

2) толковый словарь

3) словарь синонимов

4) этимологический словарь

5) орфографический словарь

 

 9. Какими изобразительно-выразительными средствами являются в предложениях выделенные слова?

Степной левый берег (1) тает в (2) лунном тумане. Поперёк реки сверкает широкая тропа, (3) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу.

а) эпитет                              б) метафора                             в) гипербола                          г) сравнение


2.11

Литература

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.

 1. Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь.  2. Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, он ничего не замечал. 3. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. 4. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... 5. Сильно чувствовал он свое одиночество. 6. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. 7. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. 8. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки - в таком случае нищета ожидала его. 9. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. 10. Наконец заметил он, что начало смеркаться - он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома. 

1. Назовите фамилию, имя и отчество героя из данного фрагмента.
2. Что мы узнаем об образе жизни и привычках героя до приезда домой.
3. Как называется имение Владимира?
4. Какое событие предшествует данному эпизоду?

5. Выпишите слова, передающие чувства и душевное состояние Владимира.

6.  В чём смысл сравнения в 9 предложении жизни природы и жизни человека?

7. Объясните значение слова «лощина» (предложение 3).

8. Почему Владимир стал разбойником? Хотел ли он им быть?  Ответ на данный вопрос должен представлять собой связный текст объемом 3-6 предложений.

30.10

Русский язык

1) Изучить видеоурок "Происхождение фразеологизмов" https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/369173

2) Упр. 144 (у), 146 (п) ИЛИ рассказ о происхождении любого фразеологизма, не вошедшего в видеоурок


Литература

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.139-140 учебника.     Составить  План основных событий глав VIII—ХI 


29.10

Русский язык

1. Используя словарь иностранных слов, установите значение и происхождение слов никнейм, ноу-хау, аватар, сноуборд, факс, портфолио, мониторинг, аквабайк.

2. Определите значения слов и распределите их по тематическим группам: а) компьютерные технологии; б) продукты питания; в) спорт; г) культура, развлечения.

Гаджет, ремейк, йогурт, рэп, аншлаг, пост, фреш, караоке, презентация, уницикл, скейтборд, сайт, скиатлон, файл, маффин.

28.10

Русский язык

упр.134


26.10

Русский язык

упр.127


Литература

Читать главы 4-7 повести "Дубровский". Вопросы к главам на стр.139.  + Как относятся крестьяне к Дубровским? Какого мнения они о Троекурове? Подготовиться к тесту по главам 1-3.


23.10

Русский язык


1. Предложения списать, около выделенного слова поставить обл. или спец. Рядом написать синоним.

 Сохр…нившаяся листва теперь будет в…сеть на деревьях уже до первых зазимков.

 Шофер лишь крепче (с/з)жимал баранку в руках.

 И вдруг оркестр заиграл форте.

 На п…рила тер…ас…ы  взлетел кочет.

 

2. Замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом. 
Не­ужт
о и пре­жде годы были такие длин­ные?

Миша вошел в комнату и швыр­нул порт­фель.

Я сей­час тебя выз­во­лю, — кри­чит он, точно со­ба­ка по­ни­ма­ет его.


Слова с точки зрения их употребления

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ

широко употребляются в речи

хороший

мать

НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ

 

 

диалектизмы

употребляются преимущественно жителями одной местности

курень (обл.) – дом

угор (обл.) - гора

профессионализмы

употребляются преимущественно людьми одной профессии

инъекция (спец) – укол

матрица (техн.) – форма

форт (воен.) - крепость

жаргонизмы

ограничены в употреблении социальной сферой или возрастной средой

физра (жарг.) – физкультура

прикид (жарг.) - одежда


Литература

1. БИБЛИОТЕКА МЭШ (подготовиться к самостоятельной работе по лирике Пушкина)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7381271

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/135743

https://uchebnik.mos.ru/app_player/12167

2. Читать стр.59-79 , вопросы к 1-3 главам на стр.138. Ответы найти в тексте (работать с закладками)

3. Напишите сочинение-анализ стихотворения «И.И.Пущину», используя данный шаблон:

Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину» посвящено теме _________. Оно было написано в _____ году. Адресат стихотворения – Иван Пущин – лучший _________ Пушкина. Они познакомились в ____________. Судьба Ивана Пущина сложилась трагично.  Он был одним из участников декабристского восстания, и после его провала получил пожизненную каторгу.

Последний раз друзья встретились зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении __________, куда был сослан по распоряжению властей. Он был вынужден вести уединенный образ жизни. Пушкин испытывал ___________. Это подтверждают эпитеты _____________.

Одним из первых навестил поэта преданный друг его юности – Иван Пущин. Встреча с Пущиным во время ссылки стала для Пушкина подарком судьбы. Это событие оставило глубокий след в душе поэта. Он пишет: ____________________.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин смог поддержать его добрым словом, посвятив стихотворение своему лицейскому другу. Он молил ___________, чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено ____________. Эти метафоры показывают искренность чувств поэта и желание вселить надежду в душу своего друга.


22.10

Русский язык

Параграфы 23, 24 читать. 

Упр. 112. 

Составить кроссворд со словами-диалектизмами (из школьного толкового словаря – см.учебник стр.171-184). Минимум – 5 слов.


19.10
Русский язык

Подготовка к контрольной работе по теме «Текст»

  1. Из данных предложений составьте текст, запишите, в каком порядке следует поставить предложения.

1. Весёлыми окошками он смотрит на улицу. 2. Сказочно красивы их узоры. 3. Вокруг окон деревянные наличники. 4. На зелёном пригорке стоит дом. 

 2. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Жил-был слонёнок, и звали его Сёма. И был у слонёнка друг, о котором он никому не (А). Дело в том, что другом слонёнка была птица. И он немножечко этого (Б). Что скажут окружающие? Большой, неповоротливый слонёнок и резвая птица – как они могут быть (В)? Что у них (Г)? Кстати, эта (Д) была попугай Гай. Слонёнку нравилось (Е) с попугаем на разные темы. 

                               Прочитайте текст и выполните задания

     1. Однажды я пошел в лес. 2. В еловом лесу стояла тишина. 3. Всё было покрыто сверкающим снегом. 4. Деревья чуть слышно потрескивали. 5. Ветви украсились серебристым инеем, а птицы, щебетавшие повсюду, садились на деревья и стряхивали его. 6. Он падал и издавал странный шорох, как будто кто-то просыпал на пол крупу. 7. Мне понравился зимний лес.

 3. Выпишите номер предложения, в котором отражена основная мысль текста.

 4. Определите тип связи между предложениями 3-5 (цепная или параллельная).

 5. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

 6. Определите стиль речи (художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический).

 7. Используя данный ниже образец, отредактируйте заявление Никифорова А.С.

 

ОБРАЗЕЦ

Генеральному директору

ООО «Спецмонтаж»

Сидоренко П.П.

монтажника Мальцева А.З.

 заявление.

 Прошу освободить меня от работы 09.0.2016 в связи со сдачей крови. Справка из поликлиники прилагается.

 08.09.2016                                      А.З.Мальцев

 ИСПРАВИТЬ:

Директору автобазы № 2

от Никифорова А. С.

Заявление

 Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров А. С. По такому вопросу. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах.

Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь

А. С. Никифоров. 2 марта 1989 г.


 


Литература

2. Читать "Дубровского" А.С.Пушкина

3. Напишите сочинение-анализ стихотворения «И.И.Пущину», используя данный шаблон:

Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину» посвящено теме _________. Оно было написано в _____ году. Адресат стихотворения – Иван Пущин – лучший _________ Пушкина. Они познакомились в ____________. Судьба Ивана Пущина сложилась трагично.  Он был одним из участников декабристского восстания, и после его провала получил пожизненную каторгу.

Последний раз друзья встретились зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении __________, куда был сослан по распоряжению властей. Он был вынужден вести уединенный образ жизни. Пушкин испытывал ___________. Это подтверждают эпитеты _____________.

Одним из первых навестил поэта преданный друг его юности – Иван Пущин. Встреча с Пущиным во время ссылки стала для Пушкина подарком судьбы. Это событие оставило глубокий след в душе поэта. Он пишет: ____________________.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин смог поддержать его добрым словом, посвятив стихотворение своему лицейскому другу. Он молил ___________, чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено ____________. Эти метафоры показывают искренность чувств поэта и желание вселить надежду в душу своего друга.

 

 


30.09
Русский язык
 упр.89

28.09
Русский язык
упр.85. Спишите, определите стиль речи. Подчеркните выразительные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения) и подпишите их.
Литература

Напишите сочинение-анализ стихотворения «И.И.Пущину», используя вопросы-подсказки.

1. Какой теме посвящено данное стихотворение?

2. Что можно сказать об адресате? Кто это, какую роль играл он в жизни поэта?

3. Какой эпизод из жизни вспоминает А.С.Пушкин?

4. Какое настроение передает автор?

5. Какие художественно-изобразительные средства усиливают это настроение?


25.09
Русский язык

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУ

 (1)В сугробе тепло. (2)Снег – один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.

(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта. (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходы-туннели. (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.

(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.


Задание 1. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.

Задание 3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-8 текста. Запишите ответ.

Задание 4. В предложениях 2 – 4 найдите слово со значением «сильная метель, снежная буря». Выпишите это слово.

Задание 5. В предложениях 12 – 14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.

Задание 6. Определите тип связи между предложениями 9-12 (цепная или параллельная) – см. ниже.


ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ: Предложения   в   тексте   могут    сцепляться    при    помощи    повторяющихся или     однокоренных    слов     (трудом — без    труда; верным   слову — верность   слову),   местоимений   (книгу — она; человек — он) и других языковых средств.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл.

24.09
Русский язык
РТ стр.5-9

23.09
Русский язык
упр.58

21.09
Русский язык
упр.53. Выполнить синтаксические разборы
Разобрать предложения по членам предложения, обозначить части речи.
Простое предложение
1. По цели высказывания
2. По эмоциональной окраске
3. По количеству основ
4. Выписать грамматическую основу
5. По наличию/отсутствию второстепенных членов
6. Чем осложнено

Сложное предложение
1. По цели высказывания
2. По эмоциональной окраске
3. По количеству основ
4. Выписать грамматические основы
5. По виду связи (союзное/бессоюзное)

Литература

Подготовиться к практической работе по басням Дмитриева и Крылова.

Знать содержание басен, героев, их реплики, мораль, пороки, высмеиваемые в баснях.

Знать следующие понятия: аллегория, мораль, басня.

Повторить биографии писателей.

Повторить значения незнакомых слов.

 18.09

Русский язык
не задано
Литература

1) читать стр.31-43, ответить устно на вопрос: Какие пороки высмеивает Крылов в своих баснях?

2) задание на выбор

Вар.1: придумать тест (5 вопросов с 3 вариантами ответа или ДА/НЕТ) по биографии Крылова (текст из учебника).

Вар.2: придумать тест (5 вопросов с 3 вариантами ответа) по незнакомым словам, которые встречаются в баснях.


17.09
Русский язык

1. Подберите названия синтаксическим единицам из левой колонки и укажите их при помощи стрелочек.

1) прекрасно выглядеть

2) Солнце встало.

3) В сентябре рябина созрела и стала опадать.

4) Мы бегаем быстро, и нас не догонят.

А) простое нераспространенное предложение

Б) словосочетание

В) сложное предложение

Г) простое распространенное предложение

 2. Укажите номер повествовательного предложения.

1) Наступило чудесное осеннее утро.

2) Ребята, читайте книги.

3) Почему так тихо на улице?

4) Куда направляются осенью птицы?

3. Укажите номер восклицательного предложения.

1) Я люблю свою Родину.

2) Почему каждый человек любит свою Родину?

3) Моя маленькая родина – это мой родной город.

4) Любите Родину!

4. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Разберите предложения по членам предложения. Выполните пунктуационный разбор предложений (в тетради)

1) Мы вырастили саженцы малины_ и клубники.

2) Стояла мокрая_дождливая_ветреная погода.

3) Я думаю поступить в педагогический_ или медицинский институт.

4) Я люблю разные продукты_ сыр_ орехи _и мёд.

5) Наши солдаты смелые _ и отважные _ добрые _ и благородные.

6) Он выполнял задание аккуратно _ но очень долго.

16.09

Русский язык
Выпишите все возможные словосочетания из предложения: У входа в зрительный зал стоит в праздничном костюме контролер с портфелем.
                        Х
(Образец: говорил (как?) громко - глагольное словосочетание)

14.09
Русский язык
упр.34 доделать (см. образец в классной работе)
Литература

1) читать стр.31-43, ответить устно на вопрос: Какие пороки высмеивает Крылов в своих баснях?

2) задание на выбор

Вар.1: придумать тест (5 вопросов с 3 вариантами ответа или ДА/НЕТ) по биографии Крылова (текст из учебника).

Вар.2: придумать тест (5 вопросов с 3 вариантами ответа) по незнакомым словам, которые встречаются в баснях.

 

11/09
Русский язык
упр.31 (дописать начатое в классе) - по заданию

Литература
стр.26-30 читать, вопросы 1,2 стр.26 - устно), басню "Муха" выучить наизусть

09.09
Русский язык (на пятницу)
выполнить работу над ошибками в упр.30 (будет словарный диктант), упр.29
Завтра принести чистую тетрадь

07.09
Русский язык
упр.30

4.09
Русский язык

Вставь в предложения пропущенные слова (см. слова  в скобках). Выполни в тетради фонетические разборы.

 В углу куча ___.   Ребята затеяли _______ . (ссора, сор)

 Я купил ________ календарь1 За _______ кто-то говорит. (стенной, стеной)

 

Осенняя ночь _____.      ________ стола – три метра. (длинна, длина)

 

_______ здесь были большие1 леса.  Наступило ________ утро. (раннее, ранее)

 

_______ меня1 в сегодняшнем споре.  ______, пожалуйста, сумку. (подержи, поддержи)


Литература
стр.6-15 повторить пройденное, стр. 16-17 вопр. 1, 5 – письм. в тетради, 3 – устно.

2.09
Русский язык
РТ стр.112-115

Литература
Выполните задания на листочке

Тема «Календарно-обрядовая поэзия»

 1. Допиши определение.

 _____________ - совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

 2. Разгадай кроссворд.

1. Праздник окончания зимы.

2. Пением каких песен сопровождались обряды, связанные со встречей весны?

3. Песни, в которых славятся хозяева дома, содержатся поздравления с Новым годом, пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

4. Календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая?

5. Символом каких песен была березка?

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Прочитай произведения обрядовой поэзии и укажи их правильную последовательность в соответствии с народным сельскохозяйственным календарем.

А. Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Б. Жаворонки,

Прилетите к нам, Принесите нам

Лето тёплое,

Нам холодная зима Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

В. Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или сена клок,

Или вилы в бок.

Г. Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните, Жните, не ленитесь,

А обжавши нивку,

Пейте, веселитесь!

 

Ответ запиши в таблицу:

1 В

2

3

4

 4. Прочитай описание обряда "кликанья Коляды" и найди предложение, которое является лишним в представлении этого обычая. Почему оно является лишним?

Обряд «кликанья Коляды»

1) Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями земледельческого благополучия в будущем году.

2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почётом, а затем сжигали.

3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это была молодёжь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, пирогами, фигурками животных, которые специально пеклись к Новому году.

 5. Прочитай рассказ, вставь пропущенные слова (см. слова для справок)

 В старину крестьяне ходили в обуви, сплетенной из лыка. Она называлась ____. В начале осени они выходили на обработанное поле ___, брали в руки изогнутый полукругом мелко зазубренный нож ___ и срезали (жали) колосья. Крестьяне называли злаки в колосьях __, а мука из очищенного овса называлась ___. Крестьяне оставляли в поле длинные невспаханные полосы, по которым ходили. Такая полоса называлась ____.

Слова для справок: а- постать, б - толокно, в- лапти, г - межа, д - жито, е - серп.


1.09
Русский язык

Прочитайте предложения из упр. 2 и выполните задания к упражнению (письменно):

1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БОГАТЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено предложении 1.

БОГАТЫЙ, ая, ое; ат; богаче.

1. Обладающий большим имуществом, деньгами, очень зажиточный. Б. фермер.

2. полн. ф. Дорого стоящий, роскошный. Богатая обстановка.

3. То же, что обильный; содержащий в себе много чего-н. ценного. Б. урожай. Край, б. озёрами. Богатое собрание рукописей.

2. Выберите правильную запись транскрипции слова ВСЕГО (предложение 2).

1.  [вс’иго]                     2. [фс’эво]                    3. [вс’иво]                       4. [фс’иво]

3. Из предложения 3 выпишите слово, правописание которого подчиняется правилу: «На конце кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую, не пишется мягкий знак».

4. Выпишите грамматическую основу предложения 4. (Помните, что грамматическая основа может состоять только из сказуемого или только из подлежащего).

5. Напишите, как вы понимаете слова К.Паустовского (предложение 2). Докажите с помощью 1-2 примеров правильность этого суждения, сделайте вывод. Свое рассуждение начните следующим образом: Я понимаю слова К.Паустовского так:… (Подсказка: вспомните о многообразии синонимов, эпитетов, сравнений и т.п. в языке, можете привести примеры из литературы).