7 класс

01.02 Литература

Прочитайте главы «Классы», Наталья Савишна», «Детство».

Подберите цитаты, необходимые для ответа на следующие вопросы:

1. Как учились дети в начале прошлого века?

2.Как рассказывает герой об одном из эпизодов, когда он был наказан?

3. Николенька слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька?

4. Почему у Натальи Савишны не было семьи? 

5. Чем же она наполнила свою жизнь?

6. Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки? 

7. Как Николенька вспоминает о няне? Докажите примерами.

8.Какие  эпитеты  подобраны  автором  для  описания  поры  детства?

9. Каким  чувством  дышат  воспоминания?

10. О чем сожалеет автор? 
21.01
Русский язык

РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

наречия места (где? куда? откуда?) – отовсюду, внизу, вверх

наречия времени (когда? с каких пор? до каких пор?) – завтра, издавна, доныне

наречия причины (почему? отчего?) –  сгоряча, поневоле, сослепу

наречия цели (зачем? для чего?) – впрок, напоказ, назло

наречия образа действия (как? каким образом?) – дружно, вручную, вслух

наречия меры и степени (в какой мере? в какой степени? сколько?) – очень, едва, трижды

Разряды местоименных наречий

Указательные

здесь, тут, там, туда, так, тогда, затем, потому, поэтому

Определительные

везде, всюду, всегда, всячески, по-другому

Вопросительные/относительные

где, куда, откуда, когда, как, зачем, отчего, почему

Неопределенные

кое-где, куда-либо, откуда-то, куда-то, как-нибудь

Отрицательные

нигде, негде, неоткуда, ниоткуда, никогда, некогда, никак, незачем

 Спишите предложения, найдите наречия, определите их разряд.

 Книга была очень интересной.

Пассажир случайно забыл ч..модан на верхн..й полке.

Недавно законч..лись к..никулы.

Где-то непод..лёку рыкали дикие звери.

Тишина, пропита(н,нн)ая хвойной смолой стояла везде перед ним.

Однажды часа два соб..рал он последние грибы.


11.01
Литература

Выполните проверочную работу по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

 1. К какому роду литературы относится произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

А) эпос                        Б) лирика                       В) драма                            Г) лиро-эпос

 2. К какому жанру литературы принадлежит произведение?

А) рассказ                   Б) повесть                     В) роман                             Г) сказка

 3. Какая проблема НЕ поднимается в произведении?

А) проблема долга и чувства                            Б) проблема отношений отцов и детей   

В) проблема личности и власти                        Г) проблема товарищества

4. В чём смысл жизни Тараса Бульбы?

А) в семейном счастье                                                                Б) в поиске смысла жизни
В) в служении родине, защите веры и своего народа             Г) в земледелии

 5. Кому принадлежат следующие слова: «Кто сказал, что моя отчизна Украина?... Отчизна есть то, чего ищет душа наша…»

1) Тарасу Бульбе        2) Остапу            3) куренному атаману            4) Андрию

 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 6-13.

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

— О! да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает, несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем дары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

 6. Какое качество помогало Остапу в бою? Найдите ответ в тексте.

 7. С каким животным сравнивает Остапа автор, описывая его в бою?

 8. Какие чувства испытывает Андрий в бою? Для ответа на этот вопрос выпишите из текста два слова со значениями «удовольствие, наслаждение» и «восторг, восхищение».

 9. Какое сравнение использует автор, описывая ощущения Андрия в бою? Выпишите это сравнение.

 10. Какой прием создания образов братьев, основанный на противопоставлении, использует автор в этом отрывке?

 11. Какие черты характера, на ваш взгляд, подтолкнули Андрия к предательству? (Для ответа на этот вопрос проанализируйте поведение Андрия в бою).

 12. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».

А) эпитет             Б) метафора                В) сравнение              Г) гипербола

 13. Найдите в словах Тараса Бульбы фразеологизм и выпишите его.

 14. «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божией». О ком сказаны эти слова? Как вы понимаете их значение? Ответ должен представлять собой развернутое высказывание объемом 4-6 предложений, содержащее толкование данных слов и аргументацию (доказательства из текста произведения).


17.12
Русский язык
В каком предложении НЕ пишется раздельно?
1. Он замер, (не)отводя взгляд с точки на вершине холма.
2. Грузовик мчался с (не)вероятной скоростью.
3. Трофим казался нам человеком, лишенным всяких (не)достатков.
4. Завтрак на столе остался (не)тронутым.
В каком предложении НЕ пишется раздельно?
1. В (не)большой комнате располагался его рабочий кабинет.
2. На веснушчатом круглом лице Маши светилась (не)изменная улыбка.
3. Из-за (не)внимательности я допустил две пунктуационные ошибки в сочинении.
4. Животное никогда (не)сможет научиться теоретической деятельности.
2. В каком предложении следует поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены)
1. Тяжело вздохнув он стал отпирать сундук обитый железом. 
2. Возле реки растут сосны протягивая к небу свои колючие лапы. 
3. Наташа собирая лесную малину увидела в траве большую змею. 
4. Змея зашипев скрылась в густой траве которая росла под дубом.
ПИСЬМЕННО 3. Запишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 
Готовясь к экзамену,
1) была проведена серьёзная работа.
2) ученики провели серьёзную работу.
3) выпускникам пришлось нелегко.
4) ожидали большие трудности.

10.12
Литература

Перечитайте 1-2 главы «Тараса Бульбы» и подберите цитаты, в которых есть ответы на вопросы:

1) Как ведет себя мать Остапа и Андрия, когда узнает, что ее сыновья уезжают в Запорожскую Сечь?

2) Как проходит сцена прощания?

3) Что мы узнаем об Остапе и Андрии из 2 главы? Чем отличаются братья? Какие черты характера свойственны каждому из них?

4) Какие перемены произошли с казаками, когда они въехали в степь? Каково отношение к степи автора?

5) Какими словами автор выражает свое отношение к Запорожской Сечи? 


01.12
Русский язык
упр.164 (списать, графически объяснить правописание пропущенных букв)

15.11
Русский язык
упр. 152 - выполнить морфологический разбор причастий НАДВИГАЮЩЕЙСЯ (грозы) и НАПОЁННЫЕ (долины)

20.10
Русский язык
РТ № 8 (с.15)

Литература

стр. 121-134 читать, ответить на вопросы.

1.       От чьего лица ведется рассказ в повести.

2.       Почему рассказчик так хорошо знает жизнь станционных смотрителей и как к ним относится?

3.       Кто такие муромские разбойники? Найдите информацию в книгах или Интернете. (письм. на листочке)

4.       Каким предстает Вырин при первом знакомстве? Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны изменения?

5.       Опишите Дуню: ее портрет, характер. Каково отношение к ней отца, проезжающих, рассказчика?

6.       Как случилось, что Дуня уехала с Минским, почему она согласилась на бегство с ним?

7.       Как вы расцениваете поступок Минского по отношению к Дуне и к Вырину как к ее отцу?

15.10
Русский язык
упр.107
Литература
учить отрывок из поэмы "Медный всадник" - "Люблю тебя, Петра творенье" - см.учебник

13.10
Родной русский

Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов, запишите получившиеся предложения.

1) В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни. 2) От ледяного панциря, прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги. 3) Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 4) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 5) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату. 

08.10
Литература
Подготовиться к контрольной работе
1. Что представляет собой приведенный фрагмент былины «Вольга и Микула Селянинович»: 
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга…?
1) зачин 2) присказку 3) эпиграф 4) концовку

2. Что означает слово «оратай», встречающееся в былине о Вольге и Микуле?
1) воин 2) пахарь 3) оратор 4) силач

3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведенных словосочетаниях: ясна сокола,  дружинушка хоробрая,  добрый молодец?
1) эпитет 2) антитеза 3) гипербола 4) повтор

4. Кем в предании «Воцарение Ивана Грозного» был поначалу великий русский правитель?
1) барином 2) князем 3) крепостным человеком 4) купцом

5. Вставь пропущенное в определении слово: __ – жанр фольклора, эпическая песня о богатырях и народных героях.
1) предание 2) былина 3) летопись 4) сказка

6. Установи соответствие между персонажем эпоса и его поступком.
А) плотник
Б) морской царь
В) Вольга
Г) Иван Грозный
Д) Микула Селянинович
1) Отправился в пожалованные ему князем Владимиром Киевским города за получкою
2) Срубил голову своему бывшему барину
3) Выругал Петра Первого
4) Вознаградил Садко за чудесную игру на гуслях

8. К какому жанру относят «Повесть временных лет»?
1) летопись 2) поучение 3) притча 4) хождение

9. Во время правления какого Муромского князя начинается действие «Повести о Петре и Февронии»?
1) Павла 2) Петра 3) Владимира Мономаха 4) Ярослава Мудрого

10. Что значит выражение «целовать крест» в «Поучении» Владимира Мономаха? 
1) молиться 2) давать клятву 3) прощаться 4) здороваться

11. Обозначьте последовательность событий в «Повести о Петре и Февронии».
1) Пётр заболевает.       2) К жене князя является змий.         3) Слуга Петра знакомится с Февронией.         4) Бояре просят Петра и Февронию вернуться.

12. Каков нравственный идеал человека в произведениях древнерусской литературы? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-8 предложений).

Родная литература

Прочитайте текст и напишите сочинение-рассуждение на тему: Какого человека можно назвать ВЕРНЫМ?

Композиция сочинения:

1 абзац (тезис) – ответ на поставленный вопрос

2 и 3 абзацы (2 примера-аргумента) -  1-й аргумент из прочитанного текста (какой герой оказался верным, почему – проанализируйте); 2-й аргумент – из «Повести о Петре и Февронии»

4 абзац – вывод

(1)Это была небольшая уютная лужайка, окружённая кустами боярышника и кривыми акациями. (2)Мы помещались на краю лужайки в большой яме, посредине которой весело пылал костёр, а по краям, на свежей траве и листьях, располагалась шайка из пяти человек: предводитель Илья Лохмачёв, и мы – Гичкин, Луговой, Прехин и малыш Петя.
(3)Лохмачёв ходил, заломив фуражку набок, изогнувшись боком и насвистывая всё время разные грубые марши. (4)Голос имел сиплый, и разговор его как раз подходил к голосу.
– (5)Разрази меня гром, если я не голоден как собака!
(6)Сегодня в нашей компании был ещё посторонний мальчик, и поэтому Лохмачёв старался казаться ещё страшней, грубей и заносчивей.
– (7)Если на днях у Хрустальных скал найдут разбитый бриг и вся команда будет висеть на реях, ты помалкивай. (8)А если проболтаешься, тебя постигнет участь Одноглазого Джима, – сказал он ошеломлённому Постороннему Мальчику.
– (9)Какого Одноглазого Джима? – спросил заинтересованный Гичкин.
– (10)Гром и молния! (11)Они не знают, как я расправился с Одноглазым Джимом в Южной Америке!
– (12)Да ты разве был в Южной Америке?
– (13)Был, – сказал хладнокровно Лохмачёв, поглядывая на костёр. – (14)Два года назад. (15)С отцом. (16)Он был торговцем невольниками.
– (17)Да как же так: ведь твой отец служит в казначействе чиновником?
– (18)Ну, и служит. (19)Что тут удивительного: нельзя же заниматься всё время одним делом.
– (20)А со львами тебе приходилось иметь дело?
– (21)Изредка. (22)Однажды я привязал мустанга к кусту алоэ и погнался за львицей, не заметив, как два львёнка подобрались к коню и растерзали в пять минут.
– (23)Маленькие были львята? – спросил Посторонний Мальчик странным тоном.
– (24)Маленькие...
– (25)Тогда ты говоришь неправду. (26)Маленькие львята не могут растерзать лошадь.
– (27)Каррамба! – вскричал свирепо Лохмачёв. – (28)Не хотите ли вы, господинчик, сказать, что я лгу? (29)0, лучше бы вам тогда и на свет не родиться!
– (30)Я говорю только, что маленькие львята лошади не растерзают.
– (31)Да ты откуда это знаешь?
– (32)Видел...
– (33)Что видел? (34)Где видел? 
 – (35)В Берлине... (36)Мы с отцом были в зоопарке. (37)Я видел, как сторож вынимал голыми руками за шиворот двух львят и они держали себя как котята. 
 (38) Странно: все рассказы Лохмачёва об Америке и мустангах сразу потускнели перед Берлином Постороннего Мальчика. 
 (39) Наглый, развязный Лохмачёв и сам это почувствовал. 
 – (40)Ты говоришь вздор! (41)Моим львятам было уже по три месяца, а твои, вероятно, только что родились. 
 – (42)Нет... (43)Я спрашивал у сторожа, и он сказал, что им уже по пять месяцев. 
 – (44)Как же ты спрашивал, – захохотал Лохмачёв, – если в Берлине сторож – немец? 
 – (45)Потому что я говорю по-немецки, – коротко объяснил Посторонний Мальчик. 
 – (46)Врёшь ты! – неожиданно сказал Лохмачев. – (47)Ни в Берлине ты не был, ни львят не видел, и по-немецки ты не говоришь. 
 – (48)Я не вру, – сказал Посторонний Мальчик, пожимая плечами. – (49)А вот ты просто выдумываешь всё. (50)Если ты был в Америке, по-индейски говорить умеешь? 
 – (51)Ха-ха! (52)Получше, чем ты по-немецки. 
 – (53)Ну, ладно, – усмехнулся таинственный Посторонний Мальчик. – (54)Идём же! 
 – ...(55)Перед нами стоял высокий медно-красный мужчина с чёрными длинными волосами. (56)Вот, господа, – сказал Посторонний Мальчик звонким смелым голосом. – (57)Это индеец-сиукс. (58)Лохмачёв, поговори с ним на его языке. 
(59) Ты же разговариваешь. 
 (60) Лохмачёв побледнел, потом покраснел и, опустив голову, выскочил из номера. 
 (61) Весёлой гурьбой отправились мы на свою излюбленную лужайку... 
 (62) Костёр уже погас, солнце склонялось к западу. 
 – (63)Урра! – крикнули мы. – (64)Да здравствует новый атаман! (65)Лохмачёв упёр руки в боки и разразился страшным хохотом. 
 – (66)Бунт? (67)Ну, ладно! (68)Вы ещё повисите у меня на реях. (69)Кто ещё остался мне верен? 
 (70) И раздался неожиданно для нас тонкий голосок: 
 – Я! 
 (71) Это был Петя. 
 – (72)Ага. (73)Молодчага. (74)Лихой разбойник. (75)Отчего же ты не хочешь покинуть своего старого атамана? 
 (76)И добросердечный малыш Петя отвечал: 
 – Потому что мне тебя жалко. 
 (По А. Т. Аверченко*)


06.10
Русский язык

Дополните предложения причастными оборотами.

Образец: Мы увидели играющего котенка. – Мы увидели котенка, играющего с клубком. (или) Мы увидели играющего с клубком котенка.

 1. Построенный дом был очень красив.

2. К плачущему мальчику подошли прохожие.

3. Миша обрадовался купленной игрушке.

4. Мне подарили украшенную шкатулку.

5. Света вспомнила про невыполненное задание.

Родной язык

упр.32, 36 (письм.)

01.10
Русский язык
упр.81 (по заданию)

Литература
см.задание от 28.09

ВНИМАНИЕ! ДЛЯ СТАРТОВОГО КОНТРОЛЯ ВСПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
А.С.Пушкин "Дубровский"
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы", "Листок", "Утес"
И.С.Тургенев "Бежин луг"
Н.А.Некрасов "Железная дорога"
Н.С.Лесков "Левша"
А.П.Чехов "Толстый и тонкий"
А.И.Куприн "Чудесный доктор"
А.С.Грин "Алые паруса"
В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой"
В.Г.Распутин "Уроки французского"

29.09
Русский язык
Упр. 78: из текста выписать словосочетания: причастие + сущ., выделить суффиксы причастий. 

28.09
Литература
выполнить практическую работу по определению жанра художественного произведения:

Определение жанра «Повести о Петре и Февронии»

Для справок:

ЖИТИЕ –жизнеописание святых.

 ПОВЕСТЬ —законченное, исторически достоверное повествование.

 СКАЗКА – эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.

                    

Сказка

Житие

Повесть

 

 

 

 

 

 1- указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково.

2 - зачин: «Есть в русской земле город… Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

3 - волшебный персонаж - Змей в облике князя

4- необычная смерть и посмертные чудеса (умерли в один день и час,  не расстались после смерти)

5 – герой борется со змеем

6- автор прославляет святых, создавая идеальные образы: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная

7 - сюжет о мудрой деве

8- герои повести – реальные люди.

9 - добро всегда побеждает зло: Петр победил Змея

10 - отгадывание героем загадок: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

11 - хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии – сделать ткацкий станок из полена).

12 - Любовь героев к Богу, почитание героями Библии, жизнь по «заповедям Божьим».

13 - волшебный предмет – Агриков меч

14 - тема социального неравенства

15 -лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые

16 - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

17 - постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).

18 - похвальное слово святым: «Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

19 - чудеса, которые творят герои (хлебная закваска стала целительной мазью, крохи хлеба превратились в зерна священного ладана)

20 - произведение проникнуто лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением.

22.09
Русский язык
Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Выполните разборы (планы морфологических разборов см. в учебнике на стр. 206-207). Лёгкий1 вет...рок к...снулся2 серебр..ной3 глад.. 3 реки, и вода пок..залась нам холоднее3 5.   

21.09
Литература
 доделать таблицу, начатую в классе, стр. 73-82 читать. Работа с незнакомыми словами: https://learningapps.org/display?v=p7etau8qa21
20.09
Русский язык
1) Упр.27: выписать слова с пропущенными буквами в три столбика: чередующиеся, проверяемые, непроверяемые гласные в корне. Выполнить разборы: зарёю1, пробирается2, синтаксический разбор предложения № 3.

2) подготовиться к самостоятельной работе  "Морфемика. Словообразование". Демоверсия

1. Укажите способ образования слова ЛЕСНИК.

1) приставочный                            2) суффиксальный

3) бессуффиксный                           4) приставочно-суффиксальный

 2. Укажите однокоренные слова

1)    стол, столом, о столе                                   2) вырос, рост, росинка     

3) прикорм, кормящий, кормушка                   4) журнал, журнальный, журналы

 3. В каком слове нет окончания?

1)    стол                   2) дочь                         3) приехал                4) кофе

4. В каком слове есть приставка ПО-?

1) поезд          2) поза             3) подпрыгнуть             4) полка

 5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_лечь, пр_морский

2) накл_ниться, з_ря

3) без_дейный, контр_гра    

4) ш_лк, ш_в

5) об_ехать, в_юга


16.09
Русский язык
Упр.24 Списать слова в столбик. Рядом – проверка пропущенных букв (орфографический разбор).
литература
читать учебник стр.69-73. Работа с незнакомыми словами в «Поучении» Владимира Мономаха https://learningapps.org/display?v=pyum3ff9j21 

10.09
Русский язык
Упр.18 (первая строфа). Списать, обосновать вставленные буквы и пропущенные знаки препинания, "звёзды" - фонетический разбор.

Литература
Читать былину "Садко". Составить план былины, уметь пересказать былину по плану. Ознакомиться с таблицей «Особенности былин». Работа с незнакомыми словами: https://learningapps.org/display?v=p97i6jfjk21

08.09
Русский язык

Упр.13, слово мягким – фонетический разбор, подготовиться к тесту по лексике

https://learningapps.org/display?v=pt43xpjrt21
Родной язык
упр.6 (устно), упр.10 (пункт 3) - письменно

07.09
Литература 

стр.11-23 читать. Работать с незнакомыми словами https://learningapps.org/display?v=p9pw0v0u521

Уметь ответить на вопросы:

1. На какой жанр устного народного творчества похожа былина, ее начало.

2. Как называются образные определения в художественном тексте, например, солнце красное, небо ясное?

3.Как Вольга встречается с Микулой?

4. В чем заключается богатырское состязание Вольги с дружиной и Микулы?

06.09
Русский язык

Подготовиться к самостоятельной работе https://learningapps.org/display?v=p29sigzck21

 


3.09
Практикум по русскому языку
не задано

Литература

Прочитать стр. 7-10 учебника. В текстах преданий поработать над незнакомыми словами: подчеркнуть карандашом во время чтения, найти лексическое значение в словарях или Интернете, записать в тетрадь.

Уметь ответить на вопросы: 1) Что такое предание, кто становился героем преданий?  

2) О каких событиях и исторических личностях рассказывается в данных преданиях?

2.09
Русский язык

Упр. 9 (стр.7). Вставленные буквы подчеркнуть, выделить морфемы, в которых вставили буквы, объяснить правописание. Выполнить синтаксический разбор третьего предложения.

 1.09

Русский язык

Перепишите предложения В ТЕТРАДЬ! Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Запишите около каждого предложения, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Составьте схему второго предложения. Выпишите все словосочетания из 3 предложения.

1. Когда взошла луна ствол б..резки стал серебр….ым!  2. Кто(то) по..вился на склоне х..лма и вскоре оттуда послышалось и(с,сс)ку(с,сс)ное подр..жание голосу гитары. 3. Др..жащий крик гагары разд..вался по всему лесу над озером в ельнике на поляне. 4. Д..ржись подальше от берега парень! 5. Он (не)будет сож..леть об этом?

 




Список литературы на лето:
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
А. С. Пушкин. «История Пугачева», «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
Н. В. Гоголь. «Ревизор» , «Шинель».
Н.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»  
Л. Н. Толстой «Отрочество»
И.Тургенев «Ася»
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
У.Шекспир «Ромео и Джульетта».
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Дж.Свифт «Путешествия Гулливера»
В.Скотт «Айвенго»
подготовка к изложению

ТЕОРИЯ Основные способы сжатия текста (ознакомиться перед тем, как писать изложение)
Приёмы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

Исключение  

·         вводных слов; 
·         однородных членов предложения; 
·         повторов; 
·         однотипных примеров; 
·         риторических вопросов и восклицаний; 
·         цитат; 
·         деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 
·         пояснений; 
·         рассуждений; 
·         описаний; 
·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо 

1.       Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 
2.       Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Пример: 
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

Обобщение 

·         парцеллированных предложений; 
·         ряда предложений; 
·         связанных одной мыслью, частей предложений; 
·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо 

1.       Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
2.       Найти в них общее. 
3.       Объединить эти факты на основе общего. 
4.       Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

Замена 

·         однородных членов обобщающим словом; 
·         сложного предложения -  простым; 
·         части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
·         прямой речи - косвенной; 
·         части текста - одним предложением; 
·         части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо 

1.       Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 
2.       Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Исходный текст 

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   
 Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 
(По В. Солоухину) 

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. 
Для этого следует: 
·         текст разделить на абзацы;  
·         вычленить существенную информацию; 
·         используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  
·         объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

Исходный текст 
Как сократить 
(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.  (8 слов) 
Оставим  без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом  (на) Земле):  
Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) 
(2)Постоянное тарахтенье  разнообразных
автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.  
(29 слов
а) Ряд однородных дополнений  заменим обобщающим словам транспорт. 
б)Заменим придаточное предложение от шума   которых современный человек не спасается  даже в своем жилище  словосочетанием проникая в дома.  
в) Исключим сказуемое оглушают
Шум  транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни(15 слов) 
(3) Но  это   стоит нервов, нервов  и нервов. (4) И сердца.  (5) И психики. 
 (11 слов) 
  
а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим   предложением. 
б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье
Но это стоит здоровья. (4 слова) 
(6) Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  
(11 слов) 
  
Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную  авторскую  мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле
Поэтому  наряду с тишиной становится 
дефицитной на земле и валерьянка.  (10 слов)   
(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 
(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   
(37 слов) 
  
а) исключим  
·         повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 
·          вводные предложения; 
·         придаточные  предложения 
б) заменим 
·         часть предложения ядовитые газы,  которые  ежедневно  в  больших  количествах  вдыхает  каждый  городской житель словосочетанием грязный воздух 
 в) объединим 7-ое и 8-ое предложения:  Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов)    
(9) Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  её, растущую в тени. 
 (17 слов) 
Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. 
Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. (13 слов)   
10) Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.                                  (33 слова)   
а) исключим 
   подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 
·          определения красивый; 
·         сравнение подобно матери.  
Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)    
144 слова 
85 слов 

Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте: 
Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов) 

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

Желая добыть его, я пошел в лес и  нашел  валериану. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 
Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему, слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 
Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов) 

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. 



Структура сочинения-рассуждения.
1. Тезис.
2. Аргументация (2 доказательства)
3. Вывод.
СКРЕПЫ  между фразой и теорией или начало сочинения
1. Смысл этого высказывания я понимаю так:
2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:
3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:
4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…
5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.
6. Действительно, …
СКРЕПЫ  между 1 и 2 абзацами
1. Во-первых , —  Во-вторых,  
2. Например,  —  кроме этого, 
3. Обратимся к предложению №…, в котором…  —  Также … (примеры)…
СКРЕПЫ  между аргументами и выводом
1. Таким образом, мы доказали, что…
2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …
3. Размышляя над тем, какую роль играют … в тексте, мы пришли к выводу, что…
4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

5. Мы убедились в том, что…

Структура сочинения-рассуждения 
      1. Тезис.
      2. Аргумент - пример 1 + комментарий.
      3. Аргумент - пример 2 + комментарий.
      4. Заключение (по тезису).
      1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
      Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
            2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
      В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны
·       соответствовать тезису;
·       иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
          3. Вывод. 

      Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию.
      





 



1 комментарий: