9 класс

26.11

Русский язык

Сопоставьте пары предложений. Спишите их. Определите, в каких предложениях употребляется союз, а в каких – союзное слово. Каким членом предложения является союзное слово?

1. С темной башн.. колокол уныло возвещает что з..кат угас. – В доме что (на)против затихла музыка. 2. Когда на другой день стало светать корабль был далеко от Каперны. – К его уд..влению Анна пр..няла это известие очень спокойно и спросила только когда он вернет(?)ся. 3. Через окно я заметил как большая серая птица села на ветку клена в саду. – Она гордилась своей находкой и уже заранее думала о том как она выведет Рудина в свет. 4. Моя нынешняя работа интереснее, чем прежняя. – Узнай, чем он будет занимат(?)ся в су..боту.

 СПП. ТЕОРИЯ

Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения.

  [     ], (подчин. союз или союз.слово     ).   Я жил в доме, который был самым высоким в городе.

(подчин. союз или союз.слово    ), [     ]. Когда наш дом построили, он оказался самым высоким в городе.

[  , (подчин. союз или союз.слово     ),   ]. Дом, где я жил, был самым высоким в городе.

 Придаточная часть может находиться в любом месте предложения, именно в ней находится подчинительный союз или союзное слово.

Среди союзных средств выделяется три группы. Посмотрим на вторую группу. Здесь перечислены подчинительные союзы. В первой колонке – относительные местоимения. Но три из них могут быть и союзами.

Слова, которые всегда являются союзными словами

Слова, которые всегда являются союзами

Слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово

Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, за­чем, сколько, насколько

Пока, пока не, с тех пор как, до тех пор, пока и др. (вре­менные), чтобы, с тем, чтобы, для того чтобы и др. (целе­вые), если, если бы, раз и др. (условные), хотя, несмотря на то, что, пускай, как ни и др. (уступительные), так как, по­тому что, оттого что, благо­даря тому что, вследствие то­го что, ибо и др. (причин­ные), будто, словно, как буд­то и др. (сравнительные), так что.

Что, когда, как, чем

 При анализе сложноподчинённого предложения необходимо различать союзы и союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

Союзные слова

1.Являются словами самостоятельных частей речи (относительными местоимениями и наречиями).

2. Могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи.

3.Являются членами предложения.

4.Не могут быть опущены.

5.На них может падать логическое ударение.

6. Придаточное предложение можно трансформировать в вопрос.


Русский язык
11.11.

Контрольная работа по теме «ССП». Демоверсия

 

Часть А. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Год за годом проходили. 2. И..писа..ая тетрадка ложилась на другую и..писа..ую тетрадку и так соб..ралась моя драгоце..ая словес(?)ная кл..довая. 3. Когда я пр..бежал, всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому. 4. Каме(н,нн)ый дом  ещё цел но зан..вески горят и лесенка на те(р,рр)а(с,сс)е дымит(?)ся. 5. Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печ(?)ке, в чугу(н,нн)ом котелке пр..крытом вьюшкой.

1) Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

2) Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от значения – неполнота действия.

3) Выпишите номер предложения с обособленным обстоятельством.

4) Выпишите номер предложения с обособленным определением.

5) Выпишите грамматическую основу второй части предложения 2.

6) Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

 

Часть Б.  Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

 1. День угасал _ и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

2. К утру ветер ослабел_ и снег перестал.

3. Ветер срывал листья с деревьев _ и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

4. Он улыбался ласково-печально _ и гладил её по голове.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б) ССП с общим второстепенным членом, запятая перед союзом И не нужна.

В) ССП, перед союзом И нужна запятая.

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

 

Часть В.Составьте схемы предложений по образцу (знаки препинания не расставлены):

Солнце светит ярко и горячо а мы спешим на речку. [ ], а [ ].

1) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро осмысленно красиво.

2) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче а за ним поднимаются с земли кусты.

3) Откуда-то доносится отрывистый и тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук.

4) То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

5) Секунду он молчал мать смотрела на него тоже молча.

6)Скрипят полозья саней  или хлопают двери магазинов или кричат торговцы пирогами.

05.11

Русский язык

упр.80

Особые случаи постановки знаков препинания в ССП (переписать в тетрадь для правил)

 [    ]  и  [     ].

В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.

общий второстепенный член предложения

Возможно, дождь скоро кончится  и мы снова отправимся в путь.

общая вводная конструкция (вводное слово, словосочетание, предложение)

Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.

общее придаточное предложение

Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

общий сравнительный оборот

Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

части ССП предложения назывные

Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

предложение вопросительное, восклицательное или оба предложения побудительные

Темнеет и вокруг тихо.

Безличные предложения однородного состава

 [    ]  - [     ].

Положишь палочку на воду — и она поплывет по течению

резкое противопоставление или быстрая смена событий, значение результата, следствия

 [    ]; [     ].

Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость.

предложения сильно распространены, осложнены

02.11

Литература

Сравните сюжеты двух баллад Жуковского – «Людмила» (см.текст ниже) и «Светлана» (см.учебник). Чем обусловлена несхожесть судеб героинь?  Назовите решающие их участь поступки и награду, которую дарует им судьба.  Дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Ответ пришлите на почту.

«Людмила»

«Где ты, милый? Что с тобою?
С чужеземною красою,
Знать, в далекой стороне
Изменил, неверный, мне,
Иль безвременно могила
Светлый взор твой угасила».
Так Людмила, приуныв,
К персям очи приклонив,
На распутии вздыхала.
«Возвратится ль он,- мечтала,-
Из далеких, чуждых стран
С грозной ратию славян?»

Пыль туманит отдаленье;
Светит ратных ополченье;
Топот, ржание коней;
Трубный треск и стук мечей;
Прахом панцыри покрыты;
Шлемы лаврами обвиты;
Близко, близко ратных строй;
Мчатся шумною толпой
Жены, чада, обрученны…
«Возвратились незабвенны!..»
А Людмила?.. Ждет-пождет…
«Там дружину он ведет;

Сладкий час — соединенье!..»
Вот проходит ополченье;
Миновался ратных строй…
Где ж, Людмила, твой герой?
Где твоя, Людмила, радость?
Ах! прости, надежда-сладость!
Всё погибло: друга нет.
Тихо в терем свой идет,
Томну голову склонила:
«Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».

«Что с тобой, моя Людмила?-
Мать со страхом возопила.-
О, спокой тебя творец!» —
«Милый друг, всему конец;
Что прошло — невозвратимо;
Небо к нам неумолимо;
Царь небесный нас забыл…
Мне ль он счастья не сулил?
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив творец;
Всё прости, всему конец».

«О Людмила, грех роптанье;
Скорбь — создателя посланье;
Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит».-
«Ах! родная, миновалось!
Сердце верить отказалось!
Я ль, с надеждой и мольбой,
Пред иконою святой
Не точила слез ручьями?
Нет, бесплодными мольбами
Не призвать минувших дней;
Не цвести душе моей.

Рано жизнью насладилась,
Рано жизнь моя затмилась,
Рано прежних лет краса.
Что взирать на небеса?
Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых?»-
«Царь небес, то скорби глас!
Дочь, воспомни смертный час;
Кратко жизни сей страданье;
Рай — смиренным воздаянье,
Ад — бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».

«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край
Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня спаситель!»
Так Людмила жизнь кляла,
Так творца на суд звала…
Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.

Вот и месяц величавой
Встал над тихою дубравой;
То из облака блеснет,
То за облако зайдет;
С гор простерты длинны тени;
И лесов дремучих сени,
И зерцало зыбких вод,
И небес далекий свод
В светлый сумрак облеченны…
Спят пригорки отдаленны,
Бор заснул, долина спит…
Чу!.. полночный час звучит.

Потряслись дубов вершины;
Вот повеял от долины
Перелетный ветерок…
Скачет по полю ездок,
Борзый конь и ржет и пышет.
Вдруг… идут… (Людмила слышит)
На чугунное крыльцо…
Тихо брякнуло кольцо…
Тихим шепотом сказали…
(Все в ней жилки задрожали)
То знакомый голос был,
То ей милый говорил:

«Спит иль нет моя Людмила?
Помнит друга иль забыла?
Весела иль слезы льет?
Встань, жених тебя зовет».-
«Ты ль? Откуда в час полночи?
Ах! едва прискорбны очи
Не потухнули от слез.
Знать, тронулся царь небес
Бедной девицы тоскою.
Точно ль милый предо мною?

Где же был? Какой судьбой
Ты опять в стране родной?»

«Близ Наревы дом мой тесный.
Только месяц поднебесный
Над долиною взойдет,
Лишь полночный час пробьет —
Мы коней своих седлаем,
Темны кельи покидаем.
Поздно я пустился в путь.
Ты моя; моею будь…
Чу! совы пустынной крики.
Слышишь? Пенье, брачны лики.
Слышишь? Борзый конь заржал.
Едем, едем, час настал».

«Переждем хоть время ночи;
Ветер встал от полуночи;
Хладно в поле, бор шумит;
Месяц тучами закрыт».-
«Ветер буйный перестанет;
Стихнет бор, луна проглянет;
Едем, нам сто верст езды.
Слышишь? Конь грызет бразды,
Бьет копытом с нетерпенья.
Миг нам страшен замедленья;
Краткий, краткий дан мне срок;
Едем, едем, путь далек».

«Ночь давно ли наступила?
Полночь только что пробила.
Слышишь? Колокол гудит».-
«Ветер стихнул; бор молчит;
Месяц в водный ток глядится;
Мигом борзый конь домчится».-
«Где ж, скажи, твой тесный дом?»

— «Там, в Литве, краю чужом:
Хладен, тих, уединенный,
Свежим дерном покровенный;
Саван, крест и шесть досток.
Едем, едем, путь далек».

Мчатся всадник и Людмила.
Робко дева обхватила
Друга нежною рукой,
Прислонясь к нему главой.
Скоком, лётом по долинам,
По буграм и по равнинам;
Пышет конь, земля дрожит;
Брызжут искры от копыт;
Пыль катится вслед клубами;
Скачут мимо них рядами
Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?»-
«Что до мертвых? что до гроба?
Мертвых дом — земли утроба».-
«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.
Черный ворон встрепенулся;

Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонек».-
«Близко ль, милый?» — «Путь далек».

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились;
Вот за ними понеслись;
Вот поют воздушны лики:
Будто в листьях повилики
Вьется легкий ветерок;
Будто плещет ручеек.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?»-
«Что до мертвых? что до гроба?
Мертвых дом — земли утроба».-
«Конь, мой конь, бежит песок;
Чую ранний ветерок;
Конь, мой конь, быстрее мчися;
Звезды утренни зажглися,
Месяц в облаке потух.
Конь, мой конь, кричит петух».

«Близко ль, милый?»- «Вот примчались».
Слышут: сосны зашатались;
Слышут: спал с ворот запор;
Борзый конь стрелой на двор.
Что же, что в очах Людмилы?
Камней ряд, кресты, могилы,
И среди них божий храм.
Конь несется по гробам;
Стены звонкий вторят топот;
И в траве чуть слышный шепот,
Как усопших тихий глас…

Вот денница занялась.
Что же чудится Людмиле?
К свежей конь примчась могиле,
Бух в нее и с седоком.
Вдруг — глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;
Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб…
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених -мертвец.

Видит труп оцепенелый:
Прям, недвижим, посинелый,
Длинным саваном обвит.
Страшен милый прежде вид;
Впалы мертвые ланиты;
Мутен взор полуоткрытый;
Руки сложены крестом.

Вдруг привстал… манит перстом.
«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель — темна могила;
Завес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».

Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мертвая на прах.
Стон и вопли в облаках;
Визг и скрежет под землею;
Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».

 

29.10

Русский язык

Запишите, расставляя знаки препинания и выделяя союзы, и выполните задания.

1. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда. 2. То ветер подует и тронет верхушки елей то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. 3. Либо эта гроза убьёт кого-нибудь либо дом сгорит. 4. Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось. 5. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно. 6. То ли стая уток взлетела то ли вечер нагнал волну но озеро взволновалось.


1. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) В первой части предложения 1 простое глагольное сказуемое. 
2) Одна из основ 2 предложения – ветер подует
3) Во второй части 5 предложения составное именное сказуемое. 
4) В предложении 6 три грамматические основы. 

2. Замените словосочетание «верхушки елей», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) БЛЕСТИТ – безударную гласную в корне можно проверить словом блеск

2) ПРОБЬЮТ – разделительный Ь пишется после приставок перед гласными Е, Я, Ю, Ё. 

3) КОГО-НИБУДЬ – местоимение с частицей -нибудь пишется черед дефис. 

4) ТО ЛИ – частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно. 

5)ВЕЧЕР – безударную гласную в корне нельзя проверить, правописание необходимо запомнить. 

4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) 1                         2) 2                    3) 3          4) 5             5) 6

5. Найдите в упражнении слово со значением «пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка». 

28.10

Русский язык

упр. 82, 83

26.10

Литература

Повесть "Бедная Лиза" читать, устно ответить на вопросы, подтвердить текстом (работа с закладками)

Как и почему автор описывает Москву в начале повести?

Перескажите историю Лизиной семьи.

Какое впечатление произвел Эраст на Лизу и ее мать?

Как автор характеризует Эраста?

Что привлекло Эраста в Лизе?

Как изменились отношения Лизы и Эраста, когда их чувства победили рассудок?

Какую роль в повести играет мотив денег?

22.10

Русский язык

ССП – сложное предложение, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами.

 

Сочинительные союзы

Группы

Союзы

Значение предложений

1. Соединительные

и, да (= и), ни – ни, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий

2. Противительные

а, но, да (= но), зато, однако, же

противопоставление или сопоставление явлений, событий

3. Разделительные

или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких

Упр.79


20.10

Русский язык

упр.68 (устно),  упр.70: Спишите, составьте схемы предложений, определите их вид (ССП, СПП, БСП)

19/10

Литература

1. Посмотреть видеоурок https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1798658

2. Сопоставьте текст оды Горация в подстрочном переводе и вариантов его переложения М.В.Ломоносовым и Г.Р.Державиным. В чем сходство и различие стихотворений Ломоносова и Державина?

 

Вопросы для сопоставления

Гораций (подстрочник)

Ломоносов

Державин

Название оды

«К Мельпомене»

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

 

Что воздвиг поэт?

памятник

Знак бессмертия

 

Что сказано о прочности памятника

долговечнее меди, царственной стати пирамид выше

Превыше пирамид и крепче меди

 

Какие разрушающие силы не страшны для него?

Ни едкий ливень, ни Аквилон/Не в силах разрушить и даже бесчисленная / Лет череда и бегство времён

Бурный Аквилон сотреть не может,/ Ни множество веков, ни едка древность

 

Каково отношение поэта к смерти?

Не весь умру, большая часть меня/ Переживёт Либитину

Не вовсе я умру: но смерть оставит/ Велику часть мою, как жизнь скончаю

 

Как долго будет жить слава о поэте?

До тех пор я буду/ разрастаться неувядающей славой, пока на Капитолий/ Всходит с молчаливой девой верховный жрец

Я буду возрастать повсюду славой, / Пока великий Рим владеет светом

 

Как широко распространится слава о поэте?

Там, где неистовый завывает Авфид/ И где бедный водой Давн дикими/ Правил народами

Где быстрыми шумит струями Авфид, / Где Давнус царствовал в простом народе

 

В чём поэт видит свои заслуги?

Я, из низкого рода, смог / Первым эолийскую песнь на италийские / Перевести лады

Мне беззнатный род препятством не был, / Чтоб внесть в Италию стихи эольски / И перьвому звенеть Алцейской лирой

 

О чём поэт просит музу?

Прими гордыню / Заслуженную и мне дельфийским / Лавром благосклонно увей, Мельпомена, голову

Взгордися праведной заслугой, Муза,/ И увенчай главу дельфийским лавром!

 

ДОЛГИ

Русский язык (Багдасаров, Григорян, Клышников, Крутовская, Кузьмина, Рогов)

Контрольная работа. «Повторение». 9 класс Работа над ошибками

 Прочитайте текст и выполните задания

 1. Уже было, наверное, больше восьми часов вечера, а мы все еще не трогались с места. 2. Все чего-то ждали, сидя в пасмурной столовой. 3. Тут в дверь позвонили. 4. Вошла тетя Люда, а вслед за ней дворник внес нечто большое, упакованное в магазинную бумагу. 5. Оказывается, дедушка дал тете Люде золотые десять рублей и поручил ей купить для меня в игрушечном магазине лучший подарок. 6. Я нетерпеливо надорвал оберточную бумагу. 7. Сердце мое вздрогнуло от радости. 8. В бумаге оказалась большая игрушечная лошадь на деревянных колесиках, черная, в яблоках желтого цвета. 9. Я закричал в восторге: «Какие лимончики!» 10. Лошадь тут же получила кличку Лимончик. 11. (Не) теряя времени я нач..л играть с Лимончиком и возить его за клеёнч..тую уздеч(?)ку по комн..там но именно тут(то) и наступило время ехать на во..зал.

 1. Спишите предложение 11, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Выпишите из предложения 6 словосочетание со связью примыкание.

3. Замените словосочетание «в игрушечном магазине», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите номер односоставного неопределенно-личного предложения.

5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите его номер.

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с вводным словом. Выпишите его номер.

7. Из предложений 6-11 выпишите фразеологизм со значением «сразу же, немедленно».

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

9. Выпишите номера верных утверждений.

1) ВЗДРОГНУЛО - на конце приставки пишется буква З, если после приставки следует глухой согласный.

2) УПАКОВАННОЕ – в суффиксе -АНН- причастий пишется две буквы Н.

3) ЧЕГО-ТО – суффиксы -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями пишутся через дефис.

4) НЕТЕРПЕЛИВО – НЕ с наречиями всегда пишется слитно.

5) МАГАЗИННУЮ - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН-.

Родной язык (Клышников)

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его лексического значения.

4) ЗДЕШНИЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

3) ПРИОТКРЫТЬ – правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

4) БЕЗЫСХОДНЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы.

5) ПРЕДЗАКАЗ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

6) РАСПИСАНИЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой звук, пишется С.

7) НЕКОМУ - НЕ - неизменяемая приставка, всегда пишется с Е.

8) ВЬЁТ – Ь пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок, оканчивающихся на согласную.

9) НЕСПОКОЙНЫЙ – правописание приставки зависит о глухости последующего согласного.

10) ВЗИМАТЬ – слово-исключение, в корне пишется И.

Родная литература (Клышников, Крутовская, НИкольский, Червяков, Шаповаленко, Григорян)

Тест "Слово о полку Игореве". 9 класс.

 

1.  Когда было создано «Слово о полку Игореве»?   а)  в XI в.     б)  в XIII в.        в)  в XVI в.       г)  в XII в.

 

2. Какое грозное предзнаменование было Игорю накануне похода?

а) лунное затмение         б) гроза             в) солнечное затмение           г) комета

 

3. Укажите, против кого выступил в поход Игорь.

а) против половцев        б) против печенегов         в) против татар         г) против соседних князей

 

4. Укажите прозвище брата Игоря Всеволода.   а) Красный     б)  Мудрый         в) Буй-Тур     г) Гореславич

 

5.  Кто из героев «Слова» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

а) Ярославна, жена Игоря                                  б) Святослав, князь Киевский

в) Всеволод, брат Игоря                                     г) сам князь Игорь

 

6. Как звали хана, с которым вступил в бой Игорь?   а) Кобяк        б) Шарукан      в) Кончак         г) Мамай

 

7.  Какой эпизод является самым лиричным в «Слове о полку Игореве»?

а) сбор дружины Игоря и Всеволода               б) сон Святослава

в) плач Ярославны                                              г) слава русским князьям в конце произведения

 

8.  Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?

а) смертью Игоря       б) бегством Игоря из плена       в) Игорь остается в плену           г) казнью Игоря

 

9.  Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:

а) прославление подвига Игоря                                                        б) осуждение похода Игоря

в) страстный призыв русских князей к объединению                    г) слава Киевскому князю

 

10. Что изображает автор при помощи аллегории:

«Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили -

Напоили сватов допьяна

Да и сами голову сложили»?

а) поражение русского войска                         

б) свадьбу сына Игоря с дочерью хана

в) пир половцев после победы                         

г) празднование возвращения из плена Игоря

28.09.

Литература

1) конспект статьи "Классицизм" (стр.40-41)

2) читать стр.43-60, работа с незнакомыми словами, учить отрывок "О вы, которых ожидает..." до слов "В покое сладки и в труде". Ответить на вопросы, подтвердить цитатами:

В чём автор видит главные заслуги императрицы?

Каким изображён в оде Пётр 1? В чем его заслуги перед Россией?

Какими богатствами, по мнению автора, славится Россия? Почему с развитием наук возрастает ее могущество?

В чем смысл обращения автора к молодому поколению?


24.09

Русский язык

1. Выпишите номера предложений в три строчки: 1) с обособленными определениями; 2) с обособленными обстоятельствами; 3) с обособленными приложениями

1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви. 2. Питомцы ветре­ной судьбы, тираны мира, трепещите!  3. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу. 4. Природа, затаившая дыхание, замерла. 5. Мы идем с Ладой моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка.  6. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель. 7. Через полчаса явился худенький и черноволосый человек, лекарь. 8. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки. 9. Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы. 10. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту. 11. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца. 12. Мы, мальчишки, собира­лись иногда отрядами и шли в яр.  13. Замерев, ты услышишь разные звуки. 14. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.

 

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

1. Елена Францевна,(1) забыв обо мне,(2) перенесла свой гнев на Павлика,(3) а он слушал её,(4) по обыкновению,(5) молча,(6) не оправдываясь и не огрызаясь.

2. Валерка,(1) прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба,(2) решил ждать,(3) сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет,(4) видимо,(5) в прихожей.

3. Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.

4. Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были,(3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

5. — Верка,(1) я своими глазами видела: город Норильск,(2) улица,(3) дом,(4) и вот такими буквами — Е. Ракитиной!.. Я специально подошла поближе,(5) чтобы адрес прочитать! Она уехала,(6) а он, (7) представь, (8) страдает!

 

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

1. Не бойтесь,(1) ребята,(2) он зря не трогает. Просто он,(3) как и вы,(4) очень любит играть в футбол. — Ну да,(5) рассказывайте...

2. Вам только красавчиков подавай,(1) чтобы глазки, (2) бровки, (3)щёчки! А настоящие мужчины вам, (4) значит, (5) не интересны? Ладно, (6) Людмила! Я думаю, (7) будет и на моей улице праздник!

3. – Знаешь что,(1) Павлова, (2) – начала Муська, (3) поскольку была самой бойкой, (4) – ты должна нам помочь!

4. "Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец",(4) - проворчал суфлер. "Ты будешь играть у нас Калерию",(5) - сказала важная дама.

 Литература (на 2.10)

Читать стр.43-60, работа с незнакомыми словами, учить отрывок "О вы, которых ожидает..." до слов "В покое сладки и в труде". Ответить на вопросы, подтвердить цитатами:

В чём автор видит главные заслуги императрицы?

Каким изображён в оде Пётр 1? В чем его заслуги перед Россией?

Какими богатствами, по мнению автора, славится Россия? Почему с развитием наук возрастает ее могущество?

В чем смысл обращения автора к молодому поколению?

18.09

Литература

Подготовиться к контрольной работе по "Слову о полку Игореве" (повторить содержание, имена героев, план произведения, изобразительно-выразительные средства - эпитет, метафора, сравнение и т.п.). ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ НАИЗУСТЬ!!!

17.09

Русский язык

Измените вид связи в словосочетаниях

1. школьный портфель С→У
2. приморский парк С
→У
3. двухэтажное здание С
→У
4. парижских сражений С→У

5. всеобщее мнение С→У

6. диванная подушка С→У

7. совет отца У→С
8. надрывно ревела П→У

9. жалостно посмотрел П→У
10. смело спрыгнул
П→У
11. плакал без звука
У → П

12. поступил без жалости У → П

 Спишите, подчеркните грамматические основы предложений

1. Я накинула пальто, заперла дверь, положила ключ на условленное место и вышла на улицу.

2. Вечер был совсем синий и тёплый.

3. Всё у меня было очень обыкновенно.

4. Город был хорошо виден отсюда.

5. Луна стала зелёной и отразилась в бугристой чёрной воде и мокрой гальке.

6. Печка, обмазанная глиной, стала совсем красивой.

7. Давай напишем Кате письмо.

8. Кирилл с Анатолием подавали Гришке кирпич, воду и раствор.

9. Эта картина – настоящий шедевр.

10.Он был как все.

Родной язык

1) Прочитайте предложения, соблюдая нормы орфоэпии. Выпишите подчеркнутые слова, поставьте в них ударение, при необходимости запишите транскрипцию отдельных звуков.

1. Рекламный агент предлагал новинки литературы. 2. Учитель должен уметь работать с каталогом. 3. Вероисповедание детей не должно влиять на наше отношение к ним. 4. Когда Петя выздоровеет, мы вручим ему подарок. 5. На окна в кабинете нужно повесить жалюзи, станет уютнее. 6. Детям завидно, когда одноклассники лучше одеваются, поэтому во избежание инцидентов я рекомендую одевать детей в школу скромно. 7. За истекший год мы добились значительных успехов. 8. Студенты нашего курса проходят педпрактику в яслях. 9. На первом уроке нами была повторена орфография, закреплены знания по пунктуации. 10. Все ученики класса хорошо знают алфавит. 11. Лена Смирнова заняла первое место в соревнованиях по легкой атлетике, ее тренер воспринял победу как свое личное достижение. 12. Дверь необходимо запереть и опломбировать. 13. Дети принесли истекшего кровью щенка к медсестре лагеря. 14. В двух кварталах от школы находится диспансер. 15. В обязанности дежурных входит обеспечение дисциплины на переменах. 16. В кладовой хранятся тряпки, ведра, мел. 17. Школьный огород в течение каникул зарос крапивой. 18. Оседлый образ жизни не свойствен этим племенам. 19. Ученик понял объяснения учителя и предпринял попытку самостоятельно решить задачу. 20. В нашем классе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, таджики, туркмены. 21. Дети-сироты имеют льготы . 22. Я люблю грушевый компот и гренки. 23. Недуг подорвал душевные силы старого учителя.

2)  Просклоняйте письменно числительное 32 547.


16.09

Русский язык

выполнить задание на листочке

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание, указав одно или несколько условий выбора орфограммы.

(1) – пишется НН, так как образовано от глагола совершенного вида;

(2) – пишется НН, так как есть приставка, кроме НЕ;

(3) – пишется НН, так как есть суффикс  -ова- (-ева-);

(4) – пишется НН, так как есть зависимое слово;

(5) – пишется Н, так как ни одно из вышеназванных условий не выполняется.

 Исправле….ый (  );  разброса....ые вещи (  );  очище….ый от снега (  ); некраше….ые стены (  );  подстре­ле....ый волк (  );  увенча....ый славой (   );  написа….ый (  );  просея….ая мука (  );  пече….ый картофель (  );  беше....ый нрав (  );  скоше….ая трава ( )  краше….ая дверь (  );  плете….ая корзина ( );  порабоще….ый (  );  потеря….ое время (  );  копче….ая колбаса (  );  некоше….ая трава ( );  вяле….ая на солнце рыба ( );  иллюстрирова….ый журнал (  );  купле….ое платье (  ).

(1) наречие. Пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.

(2) краткое прилагательное. Пишется НН.

(3) краткое причастие. Пишется Н.

Оратор говорил убеждё….о (  ). Большинство было убежде….о (  ) в его правоте. Экскурсия прошла организова….о (   ). Мероприятие организова….о школой (  ). Поведение ее было стра….о (  ). Звуки падающих капель стра….о сливались со звуком часов (  ). Мальчик рассея….о смотрел по сторонам (  ). Войско неприятеля рассея….о по окрестностям (  ). Сегодня ученики рассея….ы и невнимательны (    ).

 

14.09

Литература

заполнить таблицу «Герои «Слова…» (нужно выбрать соответствующие характеристики, которые даны после таблицы), учить плач Ярославны

 

Герой

Характеристика

Князь Игорь

 

Князь Всеволод, брат Игоря

 

Князь Святослав 

 

Ярославна, жена князя Игоря

 

Русская земля, Родина

 

Боян

 

Кончак, Гзак

 

Овлур

 

·     Справедливый, мудрый правитель. Произносит «золотое слово», надеясь объединить князей в борьбе за Русь.

·     Половецкий воин, помогает бежать Игорю.

·     Отважный, мужественный, храбрый воин. Черты былинного богатыря. Сражается вместе с Игорем и тоже попадает в плен.

·     Половецкие ханы, воюют с Игорем, преследуют его во время побега.

·     Вдохновитель и руководитель похода на половцев. Храбрый и мужественный воин, но безрассудный и эгоистичный. Сражался в бою и попал в плен, из которого бежал.

·     Верная и преданная подруга. Поражение русских воинов – личное горе для нее. Её обращение к природе (плач) помогает пленённым бежать.

·     Вдохновенный певец, слагающий хвалебные песни князьям

·     Участвует в действии, предостерегает героев, помогает им. Добрая по отношению к русскому народу.

11.09

Литература

1) читать стр.4-33; учить Плач Ярославны Стр. 29-30 (задание на неделю)
2) составить план «Слова о полку Игореве» (примерно 7-9 пунктов) - в тетради.
3) Ответить устно на вопросы:
1.       Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход?
2.       Чем закончилась битва с половцами?
3.       Почему сон Святослава назван вещим?
4.       Что предпринял Святослав после «смутного» сна?
5.       С чего начинается третья часть «Слова…»?
6.       Каким событием заканчивается «Слово…»?

Требования к устным ответам:
1.       Ответ должен быть полным и связным (объем от 3 предложений).
2.       Обязательна опора на текст (цитирование). Для этого дома в тексте карандашом отметьте нужное место, используйте закладку. Пример: Почему Всеволод назван Буй-туром? Всеволод Святославович, брат Игоря назван в «Слове…» «Буй-тур» или «яр-тур». Этот эпитет означает яростный, грозный и могучий, как дикий бык. Всеволод в битве с половцами проявляет себя как храбрый, отважный воин. Он наделен чертами русского богатыря:
…с полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
3.       Если ученик не может дать ответ, он получает индивидуальное задание по теме (сочинение), которое необходимо сдать к следующему уроку (объем – от 100 слов).

10.09

Русский язык

упр.403, 408

9.09

Русский язык

1) Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте применяемое правило: заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сто­рон), и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть, претерп..вающий, замш..вый, локт..вой, ключ..к, засмотр..шься, реша..мый, (родители) беспоко..тся, кле..щий карандаш.

2) Выполните задание в МЭШ

https://uchebnik.mos.ru/material/app/216685

7.09

Русский язык

https://uchebnik.mos.ru/material/app/182753

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=135

4.09

Родной язык

не задано

Литература

1) читать стр.4-33; учить Плач Ярославны Стр. 29-30 (задание на неделю)
2) составить план «Слова о полку Игореве» (примерно 7-9 пунктов) - в тетради.
3) Ответить устно на вопросы:
1.       Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход?
2.       Чем закончилась битва с половцами?
3.       Почему сон Святослава назван вещим?
4.       Что предпринял Святослав после «смутного» сна?
5.       С чего начинается третья часть «Слова…»?
6.       Каким событием заканчивается «Слово…»?
Требования к устным ответам:
1.       Ответ должен быть полным и связным (объем от 3 предложений).
2.       Обязательна опора на текст (цитирование). Для этого дома в тексте карандашом отметьте нужное место, используйте закладку. Пример: Почему Всеволод назван Буй-туром? Всеволод Святославович, брат Игоря назван в «Слове…» «Буй-тур» или «яр-тур». Этот эпитет означает яростный, грозный и могучий, как дикий бык. Всеволод в битве с половцами проявляет себя как храбрый, отважный воин. Он наделен чертами русского богатыря:
…с полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
3.       Если ученик не может дать ответ, он получает индивидуальное задание по теме (сочинение), которое необходимо сдать к следующему уроку (объем – от 100 слов).

1.09

Русский язык

1. Выполните интерактивный тест «Фонетика и орфография. Повторение» (см. вкладку "Тесты" данного сайта)

2. Спишите слова, вставив необходимые буквы: Разв...вать скорость, нак...лить докр...сна, прор...дить м...рковь, ст..рожил нашей деревни, погл...щать влагу, обн...жить руку, сост...влять расп...сание, нап...вать песню, перед...вать информацию, объед...нить всех, пред...юбилейные хлопоты, трёх...язычный словарь, кинос...ёмка в павил...оне, п...едестал почёта, сверх...изысканный вкус, с...экономить, отличная дисц...плина, длинные пальц..., ц...нковые белила, чёткие границ..., сестриц...н платок, краснолиц...й человек, новенький ц...ркуль, бесчес..ный, жалос..ливый, завистливый, ше..ствовать над школой, шествие на площ..ди.



2 комментария:

  1. Анастасия Борисовна, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, "Плач Ярославны" надо строго завтра рассказать, или можно на следующей неделе?

    ОтветитьУдалить