10 класс

15.11

Русский язык

Подготовка к практической работе

1. В каком слове есть суффикс -к-?

1) сосиска         2) морковка             3) кофточка               4) ленточка

 

2. В каком слове два суффикса?

1) читал            2) дачный           3) ленивый           4) яблочко

 

3. Укажите слово без приставки:

1) победил              2) побежал             3) пообедал             4) подождал

 

4. Укажите слово с приставкой на-:

1) надкусить         2) нагреть           3) надпись           4) наивный

 

5. В каком слове нет суффикса?

1) школьник            2) сказка         3) портрет            4) рыбак

 

6. В каком слове нет суффикса -чик?

1) вагончик           2) ключик             3) узорчик         4) диванчик

 

7. Укажите, какие морфемы, кроме корня, есть в слове УЛЫБКА
1) приставка и суффикс                           3) приставка, суффикс и окончание      

2) суффикс и окончание                          4) приставка и окончание 

 

8. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) крюк, номер, насквозь                       3) мышь, здесь, четверо        

2) издавна, заново, лишь                       4) напрокат, самокат, вдоволь.

 

9. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) сладковатый        2) перевозчик         3) дружок            4) читает

 

10. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) стенка              2) замазка            3) полосатый           4) пробел

 

11. Сопоставьте слово и способ его образования

а) запись                                           1. Приставочный (префиксальный)

б) приехать                                       2. Суффиксальный

в) читатель                                       3. Приставочно-суффиксальный

г) подбородок                                  4. Сложение основ

д) самолет                                        5. Бессуффиксный

 

12. Найдите ошибку в определении способа образования слова?

а) пересчитать – приставочный                                   в) лесоруб – бессуффиксный
б) разбег – бессуффиксный                                            г) паровозный – суффиксальный

 

13. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
б) Я помню с детства этот киоск, в котором продавали вкусное мороженое.
в) Вытряхнули из шкафа остатки муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

 

14. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) построенный              б) здешний              в) издалека                     г) увидевший

 

15. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова ПРИЕХАЛ. 

19.10

Русский язык

Демоверсия контрольной работы по теме «Фонетика». 10 класс.

 

1. Из предложения выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Славная история Руси отражается в многовековой биографии города Ростова Великого.

 

2. Сколько глухих согласных в поговорке? Шубка зимой не шутка.

 

3. Сколько мягких согласных в предложении?  Митя мечтает стать волшебником.

 

4. Укажите слово, в котором есть глухой согласный звук, не имеющий пары по глухости–звонкости.       

1) шмель                   2) птица                       3) война                  4) сфера

 

5. Сколько звуков [о] в предложении? Хороши в дорожку пирожки с горошком.

 

6. Укажите ряд, во всех словах которого буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

1) пояснить, якорь, подъехал

2) юнга, маяк, мята

3) жюри, фортепьяно, вьётся

4) чёрный, развеял, южный

 

7. Сделайте фонетическую запись слова ШЕЙ и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слово, которое получилось.

 

8. К каждому фонетическому процессу подберите пример.

1) оглушение

2) озвончение

3) слияние

4) смягчение

а) женитьба

б) счетчик

в) всегда

г) кости

 

9. В каждой строчке найдите лишнее слово.

1) а) конечно  б) нарочно  в) игрушечный      3) а) что   б) чтобы   в) нечто

2) а) теннис    б) тема    в) текст                     4) а) свитер  б) ателье   в) тенор

 

10. К существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное

1) а) истекший – б) истёкший (период)              

2) а) призывной – б) призывный (клич)

 

11. Укажите слово, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) красИвее          2) квартАл               3) партЕр                 4) тортЫ

 

12.  Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог?

1)  позвонишь         2) начаты             3) договор              4) завидно

 

13. К прилагательному подберите подходящее по смыслу существительное.

1) (географический) а) Атлас – б) атлАс                 

2) (мимолётное) а) вИдение – б) видЕние

 

14. Прочитайте предложение, записанное с помощью знаков фонетической транскрипции. Запишите его в соответствии с правилами русской орфографии. [шэс'т' д'н'эj' прΛв'óл j'а в Λк'иэáн'ь]

11.10

Русский язык

Домашнее задание

1. Определите количество букв и звуков в словах:

Лестница (            ), свидание (            ), игла (            ), семья (            ), изжарить (            ), класс (            ),

ёлка (            ), полью (            ), отдать (            ), с женой (            ).

 

2. Сколько твердых согласных звуков в поговорке: Летели лебеди с лебедятами.

 

3. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Не трудиться, так и хлеба не добиться.

 

4. Сколько звуков [ш] в пословице? Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

 

5. Определите, какие звуки соответствуют выделенным буквам в словах:  

Богатырь [    ], проруБь[    ], вестиБюль[    ], голуБка[    ], Ваза[    ],  поВязка[    ],  командироВка[    ],  

моркоВь[    ], сеГодня[    ], Галерея[    ], Герой[    ], леГко[    ],  петербурГский[    ],  друГ[    ],  Доктор[    ],  

Диктор[    ],  позДний[    ],  огороД[    ], изгороДь[    ],  Завод[    ],  Зима[    ],  измороЗь[    ],  повоЗка[    ],

Садовник[    ], Сигнал[    ],  коСьба[    ],  Сборник[    ].

 

6. Каким фонетическим изменениям подвергаются согласные звуки в словах?

Изжить - ________________________

Пончик - ________________________

Женитьба - ______________________

Солнце- ______________________________

Поход-   ______________________________

Сделать-______________________________

 

7. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

а) воробьи, перешьют, поставь                                       в) увлечься, мальчонка, съешьте

б) объедки, уязвить, обжечься                                      г) маячить, разрежьте, бурьян

 

8. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

а) безмятежность, утешение, комментарий           в) съешьте, по-щучьему, отличаешься

б) бюллетень, часики, десятилетие                         г) режьте, серебряный, прищемит

 

9. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

а) станция, предки, письмецо                                 в) все, птица, текст

б) посадка, тапки, вместе                                        г) пехота, вкусно, кашевар

 

10. В каком ряду во всех словах есть звук [з’]?

а) зимующий, разгибаться, перевозчик                в) скользить, необозримый, сговориться

б) дерзить, зеркальный, приземление                   г) гвоздь, развивая, сдерживаться

 

11. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?

а) разогревать, согнутый, рейтинг                              в) метеорология, гитарист, каталог

б) педагог, экзамен, простого                                      г) также, анекдот, вокзал

 

12. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [а]?

       а) мяч, лентяй, рьяный                                                  в) коньки, тяжелый, мятный

       б) коридор, щавель, мягкий                                          г) дятел, поляна, мятущийся

 

Позиционная мена гласных звуков русского языка

Предыдущий согласный

Буква

Качество звуков в разных позициях

В сильной позиции – ударные гласные

В слабой позиции – безударные (редуцированные) гласные

Первый предударный слог или абсолютное начало слова

Все другие безударные слоги

Мягкий согласный

Е

э ] дело

иэ ] дела

ь ] деловой, выделка

Ё

о ] клён

-

-

Ю

у ] ключ

у ] ключом

у ] по полю

Я

а ] пять

иэ ] пяти

ь ] пятачок, на пять

И /кроме ЖИ, ШИ, ЦИ/

и ] лить

и ] литьё

и ] вылить

Твёрдый согласный

А

а ] сад

Λ ] сады, акула

ъ ] садовод

О

о ] дом

Λ ] дома, осенний

ъ ] домовой, на дом

Е ,  Э

э ] цепь, эра

ыэ ] цепочка, этап

ъ ] по цепи

Ы /+ ЖИ,ШИ,ЦИ/

ы ] грызть, жизнь

ы ] грызун, жилет

ы ] грызуны, выжимка

У

у ] дуть

у ] духи, умелец

у ] духовой, выдуть

Согласные звуки:

 

звонкие

глухие

твердые

[б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [р], [ж]

[п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ш], [ц]

мягкие

 [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [л’], [м’], [н’], [р’], [й’]

 [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’], [х’], [ш’], [ч’]

 

Фонетические изменения согласных:

 

Оглушение (код – ко[т])

Озвончение (косьба – ко[з’]ба)

Смягчение (бантик – ба[н’т’]ик)

Слияние (смеется – смее[ца], сшить – [ш]ить)

Непроизносимый звук (праздник – пра[з’н’]ик)

04.10

Русский язык

Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика». 10 класс.

 

1. Вставьте буквы в слова. Как называются такие слова?

Благ..дарный – благодарстве..ый, глин..ный – глин..стый, иску..ный – иску..твенный, кос..ный – кост..ной.

а)  омофоны                              б) синонимы                               в) омографы                           г) паронимы

 

2. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.

а) летний                        б) дремлют                    в) бледно-красен           г) блестят

 

3. Укажите соответствие между выделенным словом и термином.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Редакторы долго обсуждали ШАПКУ статьи.

2. ОБЩАГА находилась недалеко от института.

3. У лучников за спинами были КОЛЧАНЫ со стрелами.

4. Такое предложение вполне соответствует мировому ТРЕНДУ.

5. Бледный ужас согнал краску с прекрасных ЛАНИТ.

6. На праздник традиционно пеклись пышные ШАНЬГИ.

ТЕРМИН

1) жаргонизм

2) архаизм

3) неологизм

4) профессионализм

5) историзм

6) диалектизм

 

4.  В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

 

5. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

а) кот наплакал – вредно, глупо                             б) с горем пополам – еле-еле, кое-как

в) поставить крест – креститься, унижать             г) водить за нос – заглушить, мешать

 

6.Установите соответствие между словарной статьёй и названием словаря, в котором можно встретить данную словарную статью.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

А) матро́с

матрозы мн., у Петра I, 1694 г.; так же у Радищева; матрос, у Куракина, 1705 г.; см. Христиани 39. Через голл. matroos, мн. matrozen из франц. mаtеlоt "матрос", мн. -s, которое, в свою очередь, происходит из ср. нидерл. matten-noot.

Б) красоваться, рисоваться, щеголять, выпендриваться (прост.), интересничать (устар.)

В) штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. И уменьш. штанишки, -шек и штаники, -ов. Детские ш. || прил. штанной, -ая, -ое.

Г) голл`андский

Д) разный – одинаковый: разные характеры – одинаковые характеры.

НАЗВАНИЕ СЛОВАРЯ

1) словарь антонимов

2) толковый словарь

3) словарь синонимов

4) этимологический словарь

5) орфографический словарь

 

 

7. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

 

8. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

 

Прочитайте текст и выполните задания.

1. Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. 2. Степной левый берег (А) тает в лунном тумане, то от (глинистых/глиняных)  обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (Б) масляно - чёрных полотнищах теней. 3. Поперёк реки зыблется, сверкает широкая тропа, (В) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу.

 

9. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГОРЕТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста.

1. Порождать и поддерживать собою пламя, постепенно уничтожаясь. Дрова горят в печке.

2. Топиться или быть включенным в электросеть и излучать тепло. В комнате горит рефлектор.

3. Давать свет, пламя. Лампочка почему-то не горит. 

4. Становиться горячим, краснеть от прилива крови.  Щеки горели с мороза. 

 

10. Подберите подходящий по смыслу пароним (см. слова в скобках в предложении 2). Выпишите его.

 

11. Из текста выпишите слово с лексическим значением «сигнальный знак, укрепленный на якоре, для указания фарватера, обозначения мелей, подводных камней».

 

12. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания (А, Б, В)?              1) сравнение                       2) метафора                       3) эпитет               4) олицетворение

 

01.10.

Литература

1) Подготовиться к стартовому контролю (вспомнить произведения, изученные в 9 классе): 

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

2) Читать 2-3 части романа (взаимоотношения Ольги и Обломова)

24.09

Литература

1. Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов». План главы «Сон Обломова» (письменно). Уметь рассказать о каждом пункте плана.

2. Проанализировать гл. 5-6 ч. I. Рассказать о формировании характера Обломова.

23.09

Литература

1. Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите ключевые фразы, раскрывающие портрет Обломова. Что можно сказать о характере Обломова по его портрету?

2. Выделите ключевые фразы для характеристики квартиры Обломова. Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

3. Какие элементы одежды и интерьера символизируют образ жизни Обломова?

4. Проанализируйте детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев). Почему Обломов считает каждого несчастным?


21.09

Русский язык

  Русский язык. Стартовый контроль. 10 класс. Демоверсия.

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Символ – это предмет или изображение, условно выражающие смысл какого-либо явления. (2)… скипетр – символ царской власти, весы – символ правосудия, а чаша со змеёй – символ медицины. (3)Внешне символы конкретны и реальны, но вместе с тем их содержание абстрактно и многозначно.

 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Скипетр намекает на царскую власть, весы – на правосудие, а чаша со змеёй ассоциируется с медициной.

2) Известные символы, относящиеся к царской власти, правосудию и медицине, тесно связаны с мифологией.

3) Символы, через конкретные образы выражающие абстрактно сущность того или иного явления, обладают многозначностью.

4) Символы обладают многозначностью, потому что не отражают конкретные понятия.

5) Многозначность символа основана на том, что внешне он выражен через конкретный предмет, а содержание его абстрактно.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

1) Дело в том, что                                                  2) Например,

3) Кроме того,                                                        4) Следовательно,

3. Укажите значение слова ПРЕДМЕТ в предложении 1.

1) Всякое материальное явление, вещь. Предмет неопределённой формы.

2) Тот, на кого направлены действие или мысль. Предмет обожания. Предмет спора.

3) Наука или раздел науки. Учебный предмет.

4) В логике всё то, что может стать объектом рассуждения. Предмет рассуждения.

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Весело замирает сердце от спуска с крутой КАМЕНИСТОЙ горы.

В этот раз лыжнику удалось УДЕРЖАТЬ первенство в соревновании.

Фонтлерой сел в большое, с ВЫСОТНОЙ спинкой кресло.

Братья его были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их

было совсем нетрудно.

5. Найдите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ОБЕИХ сторон

ПРОПОЛОЩИТЕ горло

заслуженные ПРОФЕССОРЫ

нет ПОМИДОРОВ

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Научившись читать в пятилетнем возрасте, письмом я не мог овладеть до восьми лет.

2) Представленный труд удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

3) На станции «Театральная» нам надо перейти на другую линию.

4) Мы прочитали не только роман в стихах Пушкина, но и учили наизусть стихотворения этого замечательного поэта.

7. Найдите слова, которые неверно занесены в таблицу.

Пишется НН

Пишется Н

1) вспаха..ая (земля)

4) (земля) вспаха..а

2) деревя..ая (ложка)

5) гружё..ый (кирпичом)

3) ветря..ая (мельница)

6) серебря..ый (кувшин)

8. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Старый граф скоро убедился, что невестка его вела далеко (НЕ)ПРАЗДНУЮ жизнь.

2) Самого героя эта история (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАЛА.

3) Сам того (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, путник приближался к вершине горы всё ближе и ближе.

4) В небе (НЕ)ПОДВИЖНО висели ястребы.

9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Когда птица взвилась (В)ВЕРХ, (ВО)КРУГ дома послышались диковинные голоса.

2) (В)НАЧАЛЕ делали свистульки (В)ВИДЕ уточек, петушков.

3) (В)СЛЕДСТВИЕ частых земных толчков жильё в древней Японии строилось из дерева: эти дома (ВО)ВРЕМЯ землетрясения более устойчивы.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут группа туристов находилась на площади, (В)ЦЕНТРЕ которой возвышалась мраморная колонна.

10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Граф встал со своего места у камина (1) и (2) подойдя к софе (3) стал глядеть на (4) спящего безмятежным сном (5) ребёнка.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В V веке н. э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Золочёный шпиль (1) по направлению (2) к которому они шли (3) тускло светился на фоне серого неба.

Прочитайте текст и выполните задания 13–20.

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было

бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.

(7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал своё назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9)И

моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может воплотиться иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого.

(10)И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. (11)И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что стремление любить и было действием души моей и душа – это и значит любовь. (12)Я наконец-то понял, что мы много храним недостойного среди сокровищ нашей души!

(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и я ни разу им не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.

(17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.

(18)Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок.

(По М.М. Пришвину)

 13. Определите способ образования имени существительного ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ (предложение 5).

14. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

15. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 16. Среди предложений 14–18 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с придаточным

определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

19. Среди предложений 10–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии на текст, который вы анализировали, выполняя задания 13–19.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Привлекая внимание читателя к проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (в предложениях 4, 5), а также (Б) _____ (в предложении 12). Читая текст, нельзя не обратить внимания на следующие тропы: (В) _____ («страстное желание» в предложении 9, «домашней души» в предложении 16) и (Г) _____ («в копилку души», «складывал чувство» в предложении 16)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) ряды однородных членов предложения

3) метафоры

4) восклицательное предложение

5) цитирование

6) вводные слова

7) вопросительное предложение

8) метонимии

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 20.09

Литература

Гончаров "Обломов" читать

Русский язык

1. Из предложений 35–37 выпишите пару антонимов.

(35)И в этот же вечер они пришли сюда, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на него покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет. (36)Потом он получил повестку и уехал в армию. (37)А вместо него прибыл я.

2. Из предложений 31–35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(31)Луна, невысоко стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но по-мартовски бледна. (32)Раковинки лёгкой облачной зыби тянутся кое-где по небосклону. (33)Тихо мерцают в глубокой прозрачной синеве между ними редкие голубые звёзды. (34)Молодой снежок чуть запорошил крепкий старый. (35)От бани в саду, стеклянно блещущей крышей, бежит гончая Заливка.

 3. Из предложений 23-26 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).

 (23)Весной прибыло из деревни всё большое семейство Гусевых, они соорудили приземистую пристройку к высокому аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

 4. Из предложений 10-13 выпишите контекстные антонимы.

– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. 

 5. Из предложений 24-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(24) Вспоминал, думая о поверхностной лёгкости, о заученных приёмах, за которыми не кроется ничего действительно важного или хотя бы искреннего и которые, тем не менее, подкупают порой зрителя, как подкупила когда-то нас, несмышлёнышей, ловкость рук заезжего мастака.

(25) Умение отличить в искусстве настоящее от поддельного – непростое дело. (26) Сложно понять разницу между действительной красотой и красивостью. 


16.09

Литература

подготовиться к контрольной работе по роману Тургенева "Отцы и дети" (имена героев, события, жанр, направление, род литературы, конфликт, пейзаж, диалог, выразительные средства языка).

Русский язык

1. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…»

 2. Из предложений 55-57 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

(55) Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (56) Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (57) Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.

 3. Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

 4. Из предложений 18-20 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.

 5. Из предложений 5-6 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

(5) Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. (6) Ясно одно: талант – какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как, например, достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.

 6. Из предложений 8-9 выпишите слово, которое является синонимом фразеологизма «громом среди ясного неба».

(8) Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (9) Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. 

 7. Из предложений 5-6 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

(5) Все замерло и остановилось в Гелати. (6) Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.

 8. Из предложения 19 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

 (19) Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать, как собственное, чужое страдание.

 9. Из предложений 1-6 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

(1) Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог … (2) А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3) Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4) И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!

 (5) А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6) Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. 

 10. Из предложений 14-16 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(14) Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15) Укорам да упрёкам не внемлют. (16) Главное для них – прибыль.

 14.09

Русский язык

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/17372

Практикум

не задано

10.10

Риторика

Задание на 13.09!!!

Написать небольшую статью (4-5 предложений) "Моё любимое место в Москве".

Начать статью желательно одним из следующих способов:

1) задать интересный вопрос: Вы когда-нибудь видели, как цветет сакура? Нет? Приходите в Ботанический сад....

2) Привести данные статистики: Порадуйте свой шагомер! 16 тысяч шагов вы можете сделать, если пройдете насквозь Ботанический сад и ВДНХ.

3) Использовать цитаты знаменитостей: А.П.Чехов говорил: «От праздного отдыха происходит умственная и физическая дряблость". Поэтому отдыхайте правильно. Например, в Ботаническом саду.


09.09

Русский язык

https://uchebnik.mos.ru/material/app/167930?menuReferrer=catalogue

https://uchebnik.mos.ru/app_player/15637


07.09

Русский язык

не задано

Практикум

А. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает.  Он творец, он создатель, он бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

Б. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором текста.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.            (В. Солоухин)

1) Какова роль детства в жизни человека?

2) Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4) Какое влияние на формирование личности оказывают родители?

 В. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплен ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

1) В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, как остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю.Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.

 

6.09

Русский язык

Подготовиться к практической работе на тему "Тропы":

https://rustutors.ru/egeteoriya/1159-zadanie-26.html  - теория

https://uchebnik.mos.ru/app_player/280961 - терминология

https://uchebnik.mos.ru/material/app/226084 - перифраз

https://uchebnik.mos.ru/material/app/162661- тропы

Родной язык

Подготовиться к самостоятельной работе: https://uchebnik.mos.ru/material/app/225450

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/200197

Литература

1) Прочитать главы 12-13 ("Отцы и дети"), дать характеристику Ситникову и Кукшиной

2) Выполнить на листочке письменное задание:

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания (задания выполняйте на листочке)

 

Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

— Позвольте вас спросить, — начал Павел Петрович, и губы его задрожали, — по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

— Я сказал: «аристократишко», — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

— Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением, — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

— Слыхали мы эту песню много раз, — возразил Базаров, — но что вы хотите этим доказать?

— Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, — а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию. Личность, милостивый государь, — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

— Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел. 

— Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

— Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует...

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

— Как так?

— Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

— Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признайать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Все?

— Все. 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

 

1. Укажите жанр произведения «Отцы и дети».

2. В основе данного отрывка — идейный спор героев. Как называется столкновение характеров, идей в художественном произведении?

3. В основе данного отрывка – обмен репликами между Базаровым и Павлом Петровичем. Как называется такая форма общения между персонажами в художественном произведении?

4.  Как называется система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей и представленная в «Отцах и детях» рассуждениями Евгения Базарова?

5. Назовите средство художественной выразительности, используемое автором в данном отрывке (см.выделенные слова).

6. В споре с Кирсановым Базаров произносит: «Порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта». Приведите как минимум два доказательства того, что эта фраза подтверждает нигилистические взгляды Базарова. (ответ должен представлять собой связный текст объемом 5-8 предложений с опорой на текст произведения).

См.образец!!!

Печорин написал в своем дневнике: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». Докажите справедливость этой фразы. Приведите как минимум два доказательства.

Я считаю, что Печорин дал справедливую оценку своим чувствам, он действительно не принес счастья тем, кого любил.

Во-первых, он стал причиной страданий и гибели черкешенки Бэлы. Влюбившись в девушку, он выкрал ее из дома, держал взаперти лишь потому, что привык добиваться своего. Любовь Печорина к Бэле быстро заканчивается: «Мне с ней скучно». Бэла была лишь игрушкой, которая быстро надоела.

Во-вторых, Печорин влюбляет в себя княжну Мери ради забавы: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души», Печорин не любит Мери, соответственно, ничем не жертвует ради нее. Мери остается лишь ненавидеть Печорина.

В-третьих, Печорин не способен сделать счастливой Веру, которая долгие годы его любит: «Я бы должна тебя ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Таким образом, мы доказали справедливость сказанной Печориным фразы. Эгоистичный и расчетливый Печорин не способен на жертвенную любовь.

3.09

Практикум

не задано

Литература

Прочитать главы I-XI романа "Отцы и дети", найти характеристики Евгения Базарова, Аркадия, Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Ответить на вопрос: О чем спорят Евгений  и Павел Петрович?

2.09

Русский язык

Выполните задания в МЭШ  https://uchebnik.mos.ru/material/app/238912

https://uchebnik.mos.ru/app_player/149178 . Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Лексическое значение слова. Многозначные слова».

Литература

1) Читать роман "Отцы и дети"

2) Опираясь на ключевые даты и слова (см.ниже), составьте связный текст «Жизнь И.С.Тургенева». Объем текста для каждого слайда – 1-3 предложения. Информацию можно найти в учебнике (стр.49-110) и в Интернете https://resh.edu.ru/subject/lesson/3521/conspect/280945/ .

 1) 1818, Орел

2) Спасское-Лутовиново

3) 1833 год

4)  1838 год, Берлин, "Западники"

5) 1843 год, Полина Виардо

6) 1852 год, "Записки охотника", "Современник", "Хорь и Калиныч"

7) 1883 год

8) Самые известные произведения Тургенева.

1.09

Русский язык

Найдите, в каких примерах лексическое значение слова определено неверно.   К данному значению подберите верное слово (письменно).

Пример: Окончание – словообразующая морфема, стоящая перед корнем.

              Приставка

1) Палевый – бледно-желтый с розоватым оттенком.

2) Планерный – происходящий при участии всех членов данной организации, выборного органа и т.п. 

3) Капелла – артистический коллектив певцов и музыкантов, хор.

4) Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.

5) Пасквиль – произведение, письмо, содержащее клевету, оскорбления в адрес кого-либо.

6) Вычурный – излишне затейливый, замысловатый.

7) Дипломат – лицо, соперничающее на каком-либо поприще с другим, соискатель, соперник. 

8) Устье – место впадения реки в море.

9) Армада – склад оружия, боеприпасов и военного снаряжения. 

10) Этиология – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.

Произведения, изучаемые в 10 классе

1. Тургенев И.С. "Отцы и дети"
2. Гончаров И.А. "Обломов"
3. А.Н.Островский "Гроза"
4. Н.А.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
5. М.Е.Салтыков-Щедрин "Сказки"
6. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
7. Лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета
8. Л.Н.Толстой "Война и мир"
9. Лесков Н.С.  "Очарованный странник"
10. А.П.Чехов Рассказы, "Вишневый сад"

Комментариев нет:

Отправить комментарий